Обновлено:04-05-2012 11:58

Культура

Культура

Исмагил Шангареев: Яркий представитель тюрко-славянского этноса в русской литературе: Александр Куприн

Печать

kuprin01

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Александра Куприна. «Гранатовый браслет» «Поединок», «Яма» и множество других повестей и рассказов Куприна вошли в золотой фонд всемирной литературы.

Жизнь Куприна была не менее интересна, чем его творчество. Она была наполнена таким количеством приключений и увлечений, какое найдешь далеко не в каждом авантюрном романе. Мир знает немало писателей-жизнелюбов, но Куприн, кажется, превзошел их всех.

Но главное, что меня всегда интересовало – это особая природа его пассионарности, его татарскость, какая-то особая сила самоутверждения и в жизни, и в литературе.

В рассказе «Последние рыцари» Куприн писал: «Потом генерал закурил папиросу, предложил курить и Тулубееву и спросил:
- Есть в ваших жилах татарская кровь?
- Точно так, ваше превосходительство. Мы давнишние татарские князья, родом из Касимова».

Важно отметить, что в этом признании Тулубеева, Куприн почти автобиографичен, как в прочем во многих своих произведениях. По свидетельству дочери Куприна, он любил рассказывать, что его род Кулунчаковых в Российской империи начал упоминаться с XVI века в качестве янычаров Касимовских ханов. Близкий друг Куприна, Нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, отмечал в своих воспоминаниях, что его "мать Любовь Алексеевна была княжной с татарской фамилией и Александр Иванович очень гордился тем, что у него есть татарская кровь". Согласно архивным документам родословная кулунчаковых составлена 200 лет назад (см. на сайте http://www.misharlar.ru/abdullin.html).

В романе «Юнкера», который, как известно был во многом автобиографичным, Куприн не без гордости замечает: «Со стороны матери я — выходец из татарских князей», наделяя своего героя огнем татарской крови. Его герой, в минуты непокорности обстоятельствам, и сам «не подозревал, что в его жилах закипает бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны».

kuprin02

Любовь Алексеевна Кулунчакова (Куприна)

[1838 – 1910]

В одном из писем матери,Куприн пишет: «На моем балконе развевается стяг (аләм), на котором нарисован жеребенок на зеленом лугу». В письме Ивану Бунину, он дает объяснение этому символу: «Это знамя дворянского духа (җанлыгы) принцессы Кулунчаковой: золотой жеребенок на фоне зеленого луга — это герб».
Надо отметить, что только Иван Бунин замечал, что в состоянии души Куприна были моменты, когда он открыто демонстрировал свою приверженность к татарским корням, «а некоторое время носил даже цветную тюбетейку».

 

kuprin03

Александр Куприн

В рассказе «Последние рыцари», Куприн пишет: «Отличный народ татары; все они честны, верны слову, опрятны, смелы, прекрасные, прирожденные всадники и первоклассные воины. А до чего проста магометанская вера. Как она удобна, практична, не обременительна и как возвышает человека».

Правда жизни у Куприна не знает рамок, которые всегда существовали в оценке татар русскими писателями, большинство из которых находилось под влиянием легенд о татаро-монгольском иге. Иге, которого не было (Лев Гумилев). Русский писатель Александр Куприн, находил точные и правдивые слова о татарах и их религии. «Руки у нас мозолистые, - пишет он в рассказе «Последние рыцари», - и умирать мы - мастера... Так ведь нет же! Яман, как говорят татары». Вот он, один из самых ярких примеров проявления пассионарности тюрко-славянского этноса – татарскость в прозе русского писателя Александра Куприна. И на мой взгляд, именно эта татарскость, эта широта понимания, что российский этнос -«цветущая сложность» народов (Константин Леонтьев) сближала Куприна с величайшим писателем ХХ века Иваном Буниным (имеющим тоже, татарские корни).

Впрочем, их сближало многое: они начинали свой творческий путь печатаясь в одних и тех же газетах, и даже были оба влюблены в сестру глубоко почитаемого ими Антона Павловича Чехова.

В жизни таких поразительных по силе духа писателей каким был Куприн, важны детали, в которых проявляется чеховская простота бытия. Дочь Куприна Ксения, вспоминала, что «Бунин, заметив на Куприне прохудившиеся сапоги, немедленно изыскал 25 рублей аванса и заставил купить новые. И Александр Иванович поминал ему эту благотворительность при всяком удобном случае».

«Материковое мышление», как называл Велимир Хлебников творческое постижение реальности в масштабах тюрко-славянского суперэтноса, предмет исследований, которые еще ждут своего часа. Когда в 1938 году Купринпокинет этот мир, Бунин напишет статью «Перечитывая Куприна», адресуя ее, как мне видится, не столько современникам, сколько будущим поколениям.

Исмагил Шангареев. Стокгольм, 2021 г.

Исмагил Шангареев: Единство народов России – залог устойчивого будущего

Печать

edinstvo01

Премия Президента РФ

за вклад в укрепление единства российской нации

присуждена Зорину Владимиру Юрьевичу 

На кануне Дня народного единства Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ за № 605, в котором названо новое имя Лауреата Премии Президента РФ за вклад в укрепление единства российской нации.

"Рассмотрев предложения Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, постановляю: Присудить премию президента РФ за вклад в укрепление единства российской нации 2021 года и присвоить почетное звание лауреата премии президента РФ за вклад в укрепление единства российской нации Зорину Владимиру Юрьевичу, председателю комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений".

Зная Владимира Юрьевича много лет, не могу не отметь, что данное решение о столь высоком награждении, имеет свою историческую закономерность, так как в современной истории России найдется немного политических деятелей, кто внес бы такой весомый вклад в дело национального единства.

В непростые 90-е годы Владимир Зорин очень много сделал для налаживания межнационального и межконфессионального диалога в России.

Особенно большая работа была проделана Зориным в качестве — первого заместителя руководителя Территориального управления Федеральных органов исполнительной власти в Чеченской Республике (1995—1996), и в качестве Министра Российской Федерации (2001—2004) по делам национальностей. Важно подчеркнуть, что Владимир Зорин всегда находился в центре событий, демонстрируя решительность в условиях требующих выверенных и продуманных решений.

Мне доводилось видеть его в деле, когда межнациональный диалог требовал не просто политической мудрости, но глубоких знаний, понимания позиции оппонента. Так, в те непростые годы, из противоречий рождалось согласие, противостояние уступало взаимопониманию.

Мне довелось поработать с Владимиром Юрьевичем и за рубежом, когда он в 2017 году приехал в составе делегации Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) в Объединенные Арабские Эмираты. Тема выездного заседания была посвящена проблемам толерантности.Не могу не отметить, что Владимир Юрьевич был поражен тем, с каким уважением и заботой в этой мусульманской стране относятся к христианским духовным ценностям.

Достаточно сказать, что здесь бережно сохраняются древние памятники христианства (одно из свидетельств этого — остатки древнего христианского монастыря Церкви Востока (V–VII век) на острове Сир-Бани-Яс в эмирате Абу-Даби). По всей стране возводятся новые христианские храмы.

В процессе наших этнологический экспедиций, мы нашли немало подтверждений, что единство народов, доброжелательный диалог различных конфессий, дает не только социальную устойчивость общества, но и нечто большее.

 

 

 

edinstvo02

За татарским дастарханом.

Цивилизация Единства поглощает, казалось бы, непреодолимые противоречия. В этой связи вспоминаются слова великого русского мыслителя Николая Рериха: «Слово “Единство” зовет нас еще раз, и стираются условные наросты Запада и Востока, Севера и Юга, и всех пыльных недоразумений».

 

Многолетнее подвижничество Владимира Юрьевича Зорина на пути обретения Россией новых смыслов «Единства», создание его усилиями научной базы для межнациональных и межконфессиональных диалогов, успешное применение передового опыта конструирования пространства толерантности, позволяет говорить, прежде всего, о его «единственности», в которой Александр Блок видел главную ценность Личности.

Это примета времени, когда лауреатами высоких премий, становятся яркие Личности, отражая, тем самым, новые приоритеты развития российской цивилизации как «цветущей сложности» народов.

С высокой наградой Родины Вас, уважаемый Юрий Владимирович!  

Исмагил Шангареев

Страница 5 из 99