Обновлено:18-06-2023 16:27

Культура

Культура

Джалиль Шангареев. Розы Бахчисарая: крымско-татарские этюды

Печать

dzhalil-shangareev

Александр Сергеевич Пушкин приехал в Бахчисарай в сентябре 1820 года. Скажем сразу, это был не тот Бахчисарай, что в «золотой век Гиреев», но гений Пушкина уловил то редкое великолепие культуры, которое осталось в деталях полуразрушенного дворца.

Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью

И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной!..

«Дыханье роз», «фонтанов шум» …, и вы мысленно переноситесь в атмосферу Бахчисарая, где лучшие архитекторы своего времени трудились по приглашению хана Кырыма Гирея, создавая подлинные шедевры «крымского рококо», которым было суждено остаться в веках легендами, вдохновляя писателей и поэтов сюжетами «вечных истин».

I

Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг особо подчеркивал, что «символы культуры обычно использовались для выражения «вечных истин». История крымских татар наполнена планетарными символами культуры, которые раскрывают Дух этого удивительного народа, его неразрывную связь с общечеловеческими идеалами развития.

Пройдя через множество превращений, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией. Эти символы, став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный заряд своей первоначальной трепетности или «волшебности».

Эта общечеловечность крымскотатарского этноса имеет не только культурно-историческую, но и этническую природу. Максимилиан Волошин был убежден, что: «Греческая и готская кровь совершенно преображают татарство, и проникают в него до самой глубины мозговых извилин. Татары дают как бы синтез всей разнообразно-пестрой истории страны». По сути – это этнос, который вобрал в себя всю историю Крыма, став итогом этногенеза, уходящим в глубь тысячелетий». Может, именно, поэтому, согласно наблюдению Волошина: «В любом татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно хрупкая и неспособная себя отстоять».

 Pushkin-bahchisaray

А.С. Пушкин в Бахчисарае.

Эта «наследственная хрупкая культурность» крымских татар скорее всего и поразила воображение Александра Пушкина.

II

Путешествуя по Крыму, Пушкин буквально впитывал энергии его древней культуры. В Гурзуфе он прогуливался по окрестностям, купался в море, знакомился с бытом татарской деревни. Верхом ездил в Никитский сад, Ялту, Бахчисарай, где на него неизгладимое впечатление произвел Бахчисарайский «фонтан слез».

Однако, главное, что случилось в Крыму, это встреча с женщиной. Александр Сергеевич был очарован правнучкой хана Шагин-Гирея, крымской татаркой, которая путешествовала с семьёй Николая Раевского по Кавказу и Крыму в 1820 году.

 

Сегодня мало кто сомневается, что образ героини «Бахчисарайского фонтана» - Заремы, страстной и ревнивой, навеян смуглой, порывистой, живой и, видимо, такой же ревнивой Анной Гирей. В письме к брату Льву, Пушкин приоткрывает завесу над своими глубинными чувствами: «Здесь Туманский (чиновник на службе у графа Воронцова). ...я прочел ему отрывки из «Бахчисарайского фонтана», сказав, что не желал бы ее напечатать, потому что "многие места относятся к одной женщине, в которую я был долго и очень глупо влюблен…».

Хотелось бы особо отметить, что в книге Любви Краваль «Рисунки Пушкина как графический дневник», на основе глубокого изучения документов отмечено, что брачную перспективу с Анной Пушкин обдумывал всерьез.
«Впервые, пишет Краваль, - Пушкин встретил в женщину, которая не только никогда б не изменила, но и повода подумать об измене не дала бы».

И вот, что еще удивительно. Любящий обсуждать свои сердечные победы в кругу друзей Пушкин, (как, то было принято в обществе) об Анне нигде не проронил ни слова.

Известно, что у Александра Сергеевича и Анны не сложилось. Анна Гирей заняла в судьбе Пушкина свое особое место, став прообразом главной героини «Бахчисарайского фонтана» - произведения, которое я бы сравнил с вихрем в истории Крыма. Пушкин всколыхнул историческую память, в которой проступили черты легендарного хана Кырым-Гирея, любви и вечной боли его сердца.

Я пишу эти строки, и, невольно, вспоминаю своего деда Каляметдина хазрата, который, согласно семейным преданиям, был потомком Шахин Гирея, а значит приходился дальним родственником Анне Гирей.

Удивительно, как все переплетается в истории, как Крым концентрирует вокруг себя энергии «вечных истин».

III

Поразивший Пушкина Бахчисарайский «Фонтан слез», пожалуй, наиболее яркий символ «вечных истин», в котором сфокусировались зодчество крымских татар, нравственные вершины жизненных устремлений, восходящие к высокой теме любви.

«Фонтан слез» был построен в 1764 году замечательным мастером крымскотатарского зодчества Омером по повелению хана Кырым-Гирея, безутешного из-за своей утраченной любви, легенда о которой становится частью истории в Бахчисарае с XVIII века. Кем была возлюбленная хана, затмившая красотой весь его гарем и поплатившаяся за это жизнью, однозначных ответов история не дает.

 fontan_slez

Фрагмент «Фонтана слез»

Согласно преданию, оплакивая гибель возлюбленной, хан вызвал мастера и сказал ему: “Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце”.

IV

В 1916 году одна из самых ярких представительниц Серебряного века поэзии Анна Ахматова, (чья родословная восходит к ордынскому хану Ахмату), посетив Бахчисарай, писала:

Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звездный рай —
Город чистых водометов,
Золотой Бахчисарай.

Там за пестрою оградой,
У задумчивой воды,
Вспоминали мы с отрадой
Царскосельские сады…

Вот она пространственность, кругосветность восприятия мира, где «золотой Бахчисарай» и «Царкосельские сады» (одно из любимых мест Пушкина) словно вращаются вокруг «чистых водометов» утраченного «звездного рая» эпохи Гиреев.

Прежде чем поставить точку в этой статье, хотел бы выразить благодарность Арзы Сейтасановой, Эльмаз Ганиевой, Эмилии Карамановой, Адиле Ашировой оказавшим мне помощь в подборе материала, но, главное, за интерес, проявленный к истории Крыма, событиям, которые несут в себе огромный общечеловеческий образовательный потенциал.

Джалиль Шангареев

Исмагил Шангареев - евразиец: отзывы и комментарии

Печать

evraz4

Минуло немногим более 100-та лет, как в Софии вышел первый сборник евразийцев "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (1921), в котором была предпринята попытка осмыслить проблему возможного синергизма культур России и Запада. Тогда первые евразийцы декларировали "возврат к себе, намерение жить, не отрываясь от своих корней".

В противовес западникам и славянофилам утверждалась «серединная евразийская культура», которая не сводится ни к европейской, ни к азиатским культурам, а представляет собой синтез славянского "русского" и татарского"туранского" начал. 

Скажем сразу, в «стане евразийцев» за эти 100 лет было не мало противоречивых, и взаимоисключающих идей,и подходов, но стержень заложенный в этом сборнике, оставался как метод, как видение незыблемым. Начиная от утверждений князя Николая Трубецкого о том, чтотатары сыграли выдающуюся роль в образовании русской государственности, что Московское царство возрождало в новом обличии Золотую орду, когда произошла "замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву" и заканчивая глубоко выверенным утверждениям Льва Гумилева, что  само русское государство сохранилось благодаря татарам: "Сохранение Новгорода в пределах России... во многом - заслуга татар, научивших русскую конницу приемам степной войны", мы можем наблюдать некую нить Ариадны, которая выводит нас из лабиринта исторической лжи.

К сожалению, не многие сегодня убежденно стоят на позициях Единства славяно-тюркского мира, который формировался тысячелетиями.  Исмагил Шангареев как писатель-публицист относятся к тем редким искателям исторической истины, кого не смущают современные тенденции делить российские этносы на «наших» и «не наших», используя татаро-монгольское иго, как разделительную черту между народами России.

Исмагил Шангареев – евразиец по свой культуре, приверженности идеям Единства народов России. И представляется закономерным, что он был отмечен высокой общественной наградойюбилейной медалью «20 лет Ассамблеи народов России».

evraz3

Светлана Смирнова – Председатель Совета Ассамблеи народов России вручает Исмагилу Шангарееву юбилейную медаль «20 лет Ассамблеи народов России». 

Хочется особо подчеркнуть, что в данном случае награда не носит формальный характер, а является символом общественного признания за твердую общественную позицию - позицию истинного евразийца. Важно отметить, что Шангареев в своих статьях и книгах выстраивает фундамент славяно-тюркского евразийства впространстве классической российской мысли, находя подлинные жемчужины: прозрения, понятия, определения.

В книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков», он по-новому, с позиций евразийства пытается осмыслить удивительной глубины размышления Велимира Хлебникова. «По мысли Хлебникова, пишет Шангареев, - задача "Детей выдры" заключается в "творении дела", которое выражало бы дух материка. Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был "материковым". Хочу уточнить, материковым в пространстве и славяно-тюркского исторического времени». И далее: «Это важно для будущего единства народов России, формирования национальной идеи на основе «общеазийского сознания в песнях», которые как «Слово о полку Игореве» создано на славянском и тюркском языках».

Если бы меня попросили дать обобщенный отзыв об Исмагиле Шангарееве, я бы ответила: евразиец и интегратор культурных инициатив. Достаточносказать о том, что ИсмагилШангареев провел в ОАЭ ряд круглых столов с ведущими академиками Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), наладив на постоянной основе работу по продвижению и обсуждению наиболее значимых проектов академии.  Имея высшее режиссерское образование, ИсмагилШангареев продемонстрировал свои профессиональные качества, позволившие не только принять его в члены ЕАТР, но и выбрать Членом Президиума академии.  Отзывы о нем из редакции 1-го канала телевидения РФ говорят сами за себя, обозначая уровень и масштабы его деятельности.

Знаменательные события, как правило, итог большого труда, принятия решений и эффективных действий. Можно без преувеличения сказать, что более десяти лет Исмагил Шангареев создавал основы проведения такого масштабного евразийского общественно-политического мероприятия,как - Дни Ассамблеи народов Евразии в Объединенных Арабских Эмиратах.

Отзывы участников Дней Ассамблеи народов Евразии, как с российской, так и с арабской стороны были различны в деталях, но едины в том, что решение подобных задач для Исмагила Шангареева – призвание. И сегодня представляется вполне закономерным, что МИД РФ, наряду с Посольством РФ в ОАЭ, обозначил Исмагила Шангареева (учитывая все позитивные отзывы о его деятельности в ОАЭ) принимающей стороной и основным организатором Дней Ассамблеи народов Евразии в ОАЭ.

evraz2

Делегаты Ассамблеи народов Евразии на встрече в Посольстве РФ в ОАЭ.

Выступая по итогам Дней Ассамблеи народов Евразии в ОАЭ, Генеральный секретарь Андрей Юрьевич Бельянинов особо отметил слаженность, четкость и высокий профессионализм организации мероприятий: «Я очень благодарен за то, что вы(Исмагил Калямович) и ваши коллеги помогли организовать презентацию нашей ассамблеи в Объединенных Арабских Эмиратах. В действительности эта страна за несколько десятков лет создала себя сама, впитав все лучшее и все передовое, что есть сегодня в мире. Выздесь работаете уже 13-й год и строго следуете курсу, определенному руководством страны, стремясь применять в работе все самое передовое. Я очень внимательно слушал как вы выступали на сегодняшнем заседании, с какой правдой и искренностью. Убежден, что во всех начинаниях нужна, в первую очередь, искренняя вера. Тогда мы обречены на успех и на долгое сотрудничество, и дружбу».

(https://www.youtube.com/watch?v=tVoAu7i2TQg).

 

 

evraz1

Торжественный момент: вручение сертификатов Ассамблеи народов Евразии.

За большую организационную работу Исмагил Шангареев был удостоен звания ассоциированного члена Ассамблеи Народов Евразии, и избран Сопредседателем Совета по сотрудничеству в евразийском медиапространстве. 

Ислам Шангареев.

Дубай, 2022 г. 

Страница 3 из 99