Обновлено:02-05-2012 12:16

Культура

Культура

Исмагил Шангареев: воспитание Востоком

Печать

vost4

Исмагил Шангареев в окружении младших детей и внуков.

«Воспитание - Путь к человечности»тема, которая имеет историческое измерение в исламской культуре и является неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей в современном мире. Раскрытие этой темы в рамках небольшой статьи – задача, которую можно решить лишь тезисно, отрывочно, пытаясь «найти граммы радия, в тоннах железной руды». Решение подобных задач, требует предельной аппроксимации (упрощения) объекта исследования. В данной статье, это всего лишь один элемент сложно-динамической модели глобального явления, которое я определил, как «Воспитание Востоком».

Элемент – отражающий историческое измерение проблемы «Воспитание – путь к человечности» - концепция величайшего мыслителя исламской цивилизации Абу Али Ибн Сины, широко известного в Европе как Авиценна.

Важно подчеркнуть, что систему взаимодействия «воспитатель – ребенок» в моей большой семье, где 11 детей и 10 внуков, я во многом имплементировал из мусульманской традиции адаб (достойный образ жизни), проводя фундаментальные исследования, которые нашли свое завершение в книге «Ислам и Культура» (в настоящий момент готовится к печати).

Законы детства в системе воспитания Ибн Сины

 

Законы детства врача-философа Ибн Сины, были впервые изучены и введены в научный оборот как часть понятийного аппарата «Канона врачебной науки» в книге Владимира Исхакова «Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники» (1987) и не вызывает сомнения, что в реформе воспитания, которая неизбежно грядет на фоне нарастания бездуховности в условиях технократической цивилизации XXI века, нам понадобится мудрость и опыт наших великих предков и, прежде всего, непреходящие идеи исламской духовности.

Действительно, многое из того, что создано Ибн Синой адресовано далекому будущему, по отношению к которому мы с Вами – прошлое. Вот такой парадокс. Однако, пора обратится к страницам «Канона врачебной науки».

Согласно Ибн Сине задача воспитателя – врача и педагога, оберегать «естественные чувства ребенка», ибо «образ достойного человека формируется путем уравновешивания характера ребенка силами любви и добра. Так достигается истинное здоровье, – свободный дух в здоровом теле».

В своей книге «Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники» Владимир Исхаков предлагает нам провести простое сравнение между стратегией в области воспитания, которую предлагает Ибн Сина и взглядами признанного теоретика педагогики Джона Локка, искренне считавшего: «Что, касается упрямства и намеренного непослушания, то их можно исправить только силой и побоями, потому, что от этого зла нет другого лекарства».

«Лично для меня Ибн Сина и Джон Локк – пишет Владимир Исхаков, -  это как небо и земля: с одной стороны, стратегия воспитания на века, и иезуитский совет действовать силой и побоями с другой».

Однако, не спешите с выводами. Давайте лучше посмотрим, чья система принята сегодня в детских учреждениях, школах, и, наконец, в подавляющем большинстве семей в России, Европе, Соединенных Штатах Америки.

Скажу так: пока, что мы живем во времена Джона Локка, а идеи Ибн Сины востребованы в основном в только в мусульманских семьях, где помнят заветы пророка Мухаммада и чтут принципы Хасан аль-Адаб.

В целом же надо признать, что идеи Джона Локка о том, как надо воспитывать ребенка, оказались более востребованы жизнью, нежели законы детства Ибн Сины, и современная цивилизация приняла его идеи воспитания.

Посмотрите на моих младших детей и внуков. Конечно же победила любовь и доброта. Конечно же Ибн Сина близок всем, кто хочет, чтобы его дети выросли здоровыми духовно и физически, а главное во всех отношениях достойными и светлыми людьми.

Да, повторяю и вынужден признать, что пока в большинстве стран выбор сделан в пользу рекомендаций Джона Локка, но без сомнения не за горами время «Канона врачебной науки».

Время законов детства, которые являются одной из вершин исламской культуры, все еще впереди. Вся логика воспитания Ибн Сины построена на принципе приоритета игр, как основы социальной реальности ребенка.

Согласно предписаниям «Канона врачебной науки»: «режим образа жизни ребенка, строится на постоянной заботе, стремлении сделать его мир радостным, полным игр и душевного спокойствия».

 

vost3

Исмагил Шангареев: любовь к детям – основа воспитания.

Ибн Сина обращается к родителям с рекомендациями: «Когда ребёнок просыпается от сна, то хорошо выкупать его в тёплой воде и затем дать ему возможность немного поиграть. Далее, очень важно его вовремя покормить и снова отпустить, но уже для продолжительной игры на воздухе». Я понимаю так, что здесь учтено все – и радость от игры, и естественная двигательная активность, жизненно необходимая ребенку, и привыкание к коллективу, и пребывание на воздухе. Игра раздвигает реальное пространство ребенка, позволяя развиваться фантазии, воображению, обогащая душу светом творческих энергий.

Я всегда радуюсь, наблюдая как мои дети и внуки играют, как проявляются особенности их характера, умение радоваться и дарить радость. В этой связи, хочу особо подчеркнуть роль взрослых в создании условий для наполнения детской души энергиями добра и созидания.

Роль взрослых колоссальна, но кратко сводится к требованию Гиппократа: «Не навреди». К сожалению, нередко, жизнь взрослых вторгается в мир ребенка как как грубый окрик, череда бесконечных ограничений, наказаний, порой настолько жестких, что личность ребенка как зеркало начинает отражать порочность и жестокость, так называемых, «воспитателей».

Ибн Сина считает, что это вторжение, прежде всего, уничтожает   естественную потребность детской души в любви, добре, радости. Маленький человек теряет данные ему Аллахом богатства души, и, как следствие, неизбежно подвергается физическому разрушению, «ибо злой нрав, - как писал Ибн Сина, - извращает естественную природу ребенка, проникая в недра его натуры, обуславливает проявление злобы, зависти, что отражается на его поступках, внешнем виде, иссушает его тело, делает его безразличным к чужой боли, формирует образ жестокого и трусливого человека».

Большинство порочных людей такими не рождаются, но становятся в процессе неправильного воспитания, желания взрослых доминировать над телом и душой ребенка, а если это не получается, то подобно «великому педагогу» Дж. Локку, не прочь распустить руки, ведь маленький человек не может себя защитить.

Ибн Сина утверждал, что не то, что наказывать, на ребенка даже нельзя «смотреть недобрым взглядом». Он не думал о вашем раздражении поведением малыша, он думал о его душе.

Ибн Сина был сторонником довольно раннего приобщения ребенка к знаниям, но с использованием его любимого метода постепенности: сначала игры, сказки, и лишь достигнув шестилетнего возраста, в жизни ребенка должен появиться первый учитель.

«Ученичество должно постепенно входить в его жизнь, - пишет Ибн Сина, - не следует сразу привязывать его к книге». Последняя рекомендация сегодня особенно актуальна, так как появились рекомендации «компетентных специалистов» начинать обучение ребенка чуть ли не с пеленок, отравляя бесполезной информацией его чистое восприятие мира.

С тем как Ибн Сина выстраивает свою стратегию воспитания можно соглашаться, можно не соглашаться. Я не удивлюсь, что несогласных будет больше, чем готовых следовать советам 1000-летней давности, но завершая наш разговор не могу не процитировать строки из его поэмы «Урджуза»:

 

941. Я сказал: для ребенка нет в мире запретов

Только игры и сказки – суть Истины в этом.

944.  Пусть на звезды он чаще взирает, их песни

Всех земных голосов для ребенка чудесней.Начало формы

Конец формы

Начало формы


(Пер. Ибн Ильяса)

 

Вдумайтесь в эти удивительные слова: «Пусть ребенок чаще смотрит на звезды». Это ведь не просто созерцание неба – это приобщением к его высоким смыслам на подсознательном уровне. Задолго до того, как ребенок начнет изучать Коран, он наполняется мудростью звезд, постигает безграничные масштабы творения Аллаха.

Ибн Сина не только завещал нам законы детства, но открыл для нас нечто большее, лежащее за гранью нашего обычного мировосприятия – школу созерцания.

Согласно этой логике не только созерцание звезд, но и лазурной дали океана, и цветов, и парящих в небе птиц – все, что создано небесной Мудростью Всевышнего, должно наполнять душу ребенка даром красоты, открывать в нем скрытые таланты, вселять в его душу радость бытия.

 

vost2

Исмагил Шангареев с сыном Исхаком.

 

Полноценная личность формируется только в условиях радостного восприятия мира, позитивных энергий любви и веры. Этому учит исламская наука, подчеркивая важность того, с какой позиции мы подойдем к воспитанию как к процессу формирования гармонично развитой личности.  

Сведения об авторе:

vost1

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Исмагил Шангареев: Продолжение "черной легенды"

Печать

Никогда не думал, что придется об этом писать. Даже представить себе не мог, что все утверждения о "монголо-татарском иге", которые Лев Николаевич Гумилев называл «черной легендой»1, станут в наши дни предметом обсуждения в политическом поле России. Больше того, что политическими акторами, вступившими в «конкурентную борьбу» явятся Глава Калужской области Анатолий Артамонов и депутаты Госсовета Татарстана.

Прежде чем, говорить о сути предмета противостояния, хочу напомнить эпиграф к книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан»: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки»2.

Инициатор «выстрела в прошлое» Глава Калужской области Анатолий Артамонов, вышел с предложением отмечать 11 ноября на государственном уровне своеобразный «День победы», который в его формулировке звучит как “памятная дата, посвящённая окончанию Великого стояния на Угре”.Основание: историки предполагают, что в этот день в 1480 году на территории, занимаемой сегодня Калужской областью, окончился глобальный этап противостояние русских княжеств и золотой Орды.

Госсовет Республики Татарстан направил отрицательный отзыв на законопроект об«памятной дате в честь окончания Великого стояния на Угре».

Удивленный несговорчивостью депутатов ГоссоветаТатарстана, Глава Калужской области Анатолий Артамонов в интервью «Говорит Москва» предположил, что депутаты в Татарстане недостаточно информированы о проекте:«Те, кто дал депутатам Госсовета Татарстана информацию на рассмотрение, не удосужился её объяснить. Преподнесли её, вероятно, совсем в каком-то другом ключе. Раз они были введены в заблуждение. Ничего страшного, это мнение одного из субъектов.»Далее он уточнил: «Там же не говорится о победе над монголо-татарскими поработителями, там говорится “памятная дата, посвящённая окончанию Великого стояния на Угре”. Без указания национальностей, роли или чего-то ещё. А мы знаем, что после окончания Великого стояния на Угре Российское государство оформилось как единое целое… Там сперва было слово “победное”. Я говорю, уберите, чтобы ни у кого не было изжоги».

Сказанное напоминает лексикон Шарикова из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Так и хочется сказать татарским депутатам: «Никогда не читайте перед обедом советских газет». Мне могут возразить, так нет их давно. Нет, батеньки мои, когда к Вам обращается выпускник Высшей партийной школы товарищАртамонов все возвращается на круги своя, и будьте добры «забыть про изжогу».

Впрочем, политическое поле конфликта не ограничивается только Госсоветом Республики Татарстан. Артамонов также «схлеснулся» с главой комитета Госдумы по делам национальностей Ильдаром Гильмутдиновым, который не согласился с ним, напомнив, что в отечественных учебниках истории ничего не говорится о татаро-монгольском иге. О попытках Гильмутдинова обосновать свой взгляд на проблему, губернатор сказал с политической прямотой, что:«Это мнение человека, который по поручению парламента Татарстана тоже сейчас будет что-нибудь говорить. Есть же наука. Есть Академия наук, которая этот проект на ура поддержала. Пусть Гильмутдинов теперь спорит со всей Академией наук Российской Федерации.Если они себе это считают трагической страницей, пусть считают. Но не признавать этого, считать, что этого не было, – это глупость».

Читая такое так и хочется опять процитировать Михаила Афанасьевича:«Вы .., чепуху говорите, и возмутительней всего то, что безапелляционно и уверенно».

Не было никаких «трагических страниц». Не было ига как формы угнетения. Был симбиоз народов и сходство политических интересов. Мне сегодня даже трудно себе представить, кто сегодня в Академии наук Российской Федерации поддерживает инициативы Артамонова, направленные на раскол общества, на обострение межнациональных отношений, наконец, на возрождение в России «черной легенды» о татаро-монгольском иге, основанной на извращении исторических фактов.

Но обо всем по порядку. Сначала политическая сторона. Прежде всего давайте вспомним, что Президент РФ Владимир Путин поручил Российской академии наук разработать учебник по государственной национальной политике, словно предчувствуя, что именно в государственном политическом поле могут возникнуть риски обострения в межнациональных отношениях.

Есть старое заблуждение, что время все расставит на свои места.

Думаю, что всё на свои места время от времени расставляют люди, способные подняться над политическими соображениями ради исторической истины.

Таким, неожиданным для многих шагом навстречу исторической правде, стал подарок первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву, который на его 80-летие преподнес в Кремле Президент РФ Владимир Путин.

legend1

Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Минтимер Шаймиев (20 января, 2017 г.).

Это была не привычная ваза или коврик с изображением юбиляра.

Это была карта Тартарии, отражающая факт длительного симбиоза тюрко-славянского этноса, «материкового мышления» и «общеазийского сознания» (Велимир Хлебников) наших предков.

В СМИ тогда гадали, в чем смысл подарка Путина Шаймиеву? Так, например, эксперты газеты «БИЗНЕС Online» высказывали мнение, что «древняя карта символизирует евразийский поворот: историю страны нельзя выводить только из Киева и Москвы».

Не буду комментировать этот вывод. Скажу только одно: подарок Путина, действительно, был не случайным, и за ним стоит намерение обозначить новый вектор в понимании отечественной истории.

Теперь научный аспект проблемы. Калужский губернатор призвал парламентариев Татарстана не спорить с Академией наук. Возможно в понимании Артамонова, Академия наук РФ функционирует по принципу «Партия сказала: надо! Комсомол ответилесть!». Впрочем, сколько раз уже было:

Вернадского критиковал Деборин,

Вавилова Лысенко, удостоен

Был Чивилихина нападок Гумилев3

В своем историко-психологическом этюде «Черная легенда», Лев Николаевич писал: «Неисчислимы беды, происходящие от предвзятых мнений и ошибок. Главная заслуга науки в том, что она, часто с мучительными усилиями, вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Каждая удача в этом направлении - подвиг, и очень трудный, потому что опровергнуть ложное суждение можно, лишь вскрыв его корни. А они, зачастую болезненные и застарелые, уходят в глубь веков»4.

Думаю, будет правильно, еслимы не «будем спорить со всей Академией наук РФ» - как предлагает нам Артамонов, а научный аспект обсуждения проблемы с празднованием конца татаро-монгольского ига на Руси, вынесем за пределы сегодняшнего дня в недалекое прошлое.

Уверен, что Госсовет Татарстана будет не против, если мы «дадим слово» Льву Николаевичу Гумилеву.

Утверждение первое:

"Монголо-татарского ига не было" (на этом дискуссию о «памятной дате» можно было бы закончить).

Этот пример Гумилёв приводил в своих лекциях, - все доордынские церкви и соборы стоят, и существует даже туристический маршрут "Золотое кольцо России", в которое входят - Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Рязань, Муром. Известны и почитаемы иконы, якобы пожженные татарами. Где же русские памятники, перенесшие польские и немецкие вторжения, этих будущих "цивилизованных" европейцев? Если и встречаются, то перестроенные под костёлы, и переписанные в европейской, "фряжской" манере иконы.

Утверждение второе: «Волжские татары оказались барьером для наступления с «Востока» на Россию, а в 1406 году одно появление Шадибека на помощь Москве заставило Витовта отступить, не принимая боя…Россия испытывала угрозу с Востока и с Запада, и от Тимура, и от Витовта. В обоих случаях Золотая Орда защитила Россию от вторжения и продолжала находится в союзе с Москвой, до своего распада в начале XV века»5.

Утверждение третье:

«Александр Невский действительно заключил союз с Батыем, а затем с его братом Берке только тогда, когда немцы начали наступление на Прибалтику, а затем на Псков и Новгород. Союз этот был военно-политический, чтобы бороться против нажима с Запада и остановить наступление тех немцев, которые стремились превратить остатки древних русичей в крепостное сословие. В итоге – там, где князья просили помощи у татар, там возникла великая держава Россия»6

По поводу последнего утверждения в литературе высказывается не мало сомнений. Но, вещи порой говорят о своем хозяине больше, чем устные и письменные свидетельства современников. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, относится к таким безмолвным свидетелем того, кем был легендарный князь7.

Шлем поражает своей редкой красотой и смысловой символикой. Поражает с каким изяществом расположены алмазы, рубины, изумруды, жемчуг. Но! Далее по всему периметру шлема идет арабский текст «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (Коран, 13-й стих 61-ой суры).

legend2

 

Шлем Александра Невского, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля.

В заключении, важно отметить, что «черная легенда» породившая много бед, связавшая в одну цепь нелюбовь и презрение европейцев к кочевникам, ненависть к людям Восточной Европы, исповедовавшим не католичество, а православие и несторианство, и воинственную враждебность к монголам и тюркам, которых отныне открыто можно было третировать вплоть до XX в. как неполноценную расу»8. Вот ведь как, по «черной легенде» не только монголы и тюрки, главным образом татары, но все славяне, не принявшие католичество должны считаться неполноценными.

Тот факт, что все народы, жившие в пределах Золотой Орды взяты «просвещенной Европой» за одни скобки, имеет свою историческую закономерность.«Начнем с того, - пишет Лев Николаевич, - что наши предки, жившие в Московском царстве XVI-XVII вв. и в Петербургской империи начала XVIII в., нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи - татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты - такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов - Шереметьев, или татар – Кутузов»9.

Что же сегодня собирается праздновать Артамонов, что за памятная дата не дает ему покоя?

Великий Князь Романов Владимир Кириллович незадолго до смерти в одном из интервью сказал: «Славянство и Туран, Русь и Степь – эти великие Космосы с их глубинными духовными геополитическими связями, - убежден, еще найдут в себе силы и энергию для нового взаимообогащающего синтеза»10. Вот еще один ответ Артамонову, почему важно думать не о разъединении народов России, а, о их синтезе.

Политическое поле, в котором сегодня мы наблюдаем конфликт по поводу нового «дня победы» -памятной даты, посвящённой«окончанию Великого стояния на Угре”, требует на мой взгляд функционального расширения за счетСовета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.Учитывая, что в состав Совета входят представители национально-культурных автономий народов РФ, деятели научного иэкспертного сообщества, министры российского правительства, депутаты Государственной думы, есть высокая вероятность, что товарищу Артамонову объяснят особенности исторических событий не с позиций противостояния, которого в сущности не было, а с позиций сотрудничества, которое заложило основы государственности России.

Писатель-публицист Исмагил Шангареев.

Литературные источники

  1. ГумилевЛ.Н. Черная Легенда. (историко-психологический этюд) // Хазар, 1989, No 1. (В соавторстве с А.И. Куркчи).
    1. Гамзатов Р. Собр. соч. в 4 т. – Т. 3. - Мой Дагестан. – М., 1969, с. 7.
    2. Исхаков В.И. Реконструкция утраченных смыслов (Из личного архива, профессора В.И. Исхакова).
    3. Гумилев Л.Н. Черная Легенда. (историко-психологический этюд) // Хазар, 1989, No 1, 2. (В соавт. с А.И. Куркчи).
    4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. – М., 2008, с. 27.
    5. Там же, с 151.
    6. См. подробнее: Шангареев И.К., Латыпов Н.Н. Ислам и Мир. – М., 2018. (В соавт. с Н.Н. Латыповым)
    7. Гумилев Л.Н. Черная Легенда. (историко-психологический этюд)// Хазар, 1989, No 1. (В соавторстве с А.И. Куркчи).
    8. Там же.

10.  Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. – М., 2008, с. 15.

Страница 25 из 99