Обновлено:03-05-2012 08:38

Культура

Культура

Исмаил Шангареев: Татарские встречи на берегу Персидского Залива: интеграторы социальной реальности

Печать

Татарские встречи на берегу Персидского залива - одна из самых ярких страниц  моей жизни в Объединенных Арабских Эмиратах. Люди, которых я встречал здесь, были разных национальностей, и каждый из них оставил в моей жизни  свой след, подарив драгоценные минуты дружеского общения. Но в силу каких-то ментальных особенностей, татарские встречи (как я их обозначил в заглавии этой статьи), стали для меня знаковыми, словно очертив ареал некого культурного единства.

 

tatvstr5

Нурали Латыпов – человек, в котором я вижу, прежде всего, старого доброго друга, с которым меня связывают годы совместного творчества, результатом которого явилась знаковая в моей жизни книга «Ислам и мир: Восток глазами классиков» (2017).

Нурали Латыпов… Люди моего поколения с особым чувством ностальгии по далеким 80-м годам произносят это имя, которое ассоциируется у большинства моих ровесников с временем, когда интеллектуальное преимущество, ценилось больше физического, когда огромная страна, буквально затаив дыхание смотрела, как сражались знатоки, демонстрируя чудеса логики и эрудиции.

 

tatvstr4

Исмагил Шангареев: «Нурали Латыпов – мастер интеллектуальных импровизаций»

Нурали был в то время лучшим из лучших, демонстрируя восточный стиль философского мышления, неторопливый в начале минуты на размышление и молниеносный в ее конце. В такие моменты, когда десятки миллионов людей смотрели на него, образ легендарных восточных мудрецов, проступал сквозь черты Нурали, поражая каким-то особым светом не эрудиции, но мудрости.

В своей статье «Топ-50 героев татар: Социокультурные механизмы развития Татарского мира», Тимур Исхаков писал: «Нурали Латыпов – философ, нейрокибернетик, нейробиолог, писатель (лауреат литературной премии «Золотой теленок»), политолог, блестящий аналитик, эрудит (обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» «Хрустальной Совы», яркий самобытный художник (12-кратный обладатель Гран-при международных выставок карикатур).  И речь не о том, что в 80-х он был самым ярким «знатоком», редкой эрудицией которым восхищались десятки миллионов телезрителей, а о том, что сегодня он важен для Татарского мира как живая легенда, как образ современной татарской культуры в ее лучших проявлениях».

Не могу не согласиться со своим коллегой по Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) Тимуром Исхаковым в том, что Латыпов сегодня исключительно важен для Татарского мира, что нам сегодня может более чем вчера – в далекие 80-е, нужны интеллектуальные лидеры нации.

В те далекие годы не было понятия интегратор. Оно появилось недавно - в эру цифровых технологий. Но то, кем действительно был Латыпов по своей сути, можно сказать сегодня одним словом – «интегратор». И вполне закономерно, что, завершив свою деятельность в качестве ключевого игрока программы «ЧтоГдеКогда?», Латыпов занялся проблемами моделирования социальной реальности, создал уникальную в своем роде «Лабораторию нелинейных решений».

Многое из того, что написано Нурали Латыповым, в последние годы создавалось на моих глазах, так как свое творческое вдохновение он черпал только на берегах Персидского залива.

 

См. видео: Нурали Латыпов размышляет о смыслах духовного развития, вложенных в книгу «Ислам и мир: Восток глазами классиков».

https://www.youtube.com/watch?v=0Owo70Nm0NA

В этой связи, хотелось бы сделать краткий обзор любимых мест Нурали Латыпова в ОАЭ, многие из которых связаны с нашим общим творческим проектом – серии статей по истории татарского мира, исламской культуры, истории российской цивилизации и книгой «Ислам и мир: Восток глазами классиков». Думаю, говоря о «латыповских местах в ОАЭ», надо сказать, прежде всего, об Эмирате Шарджа, где Нурали любил в первую очередь останавливаться, посещая ОАЭ.

Здесь были для него два знаковых места, где он особенно любил проводить время. У меня в гостях, прямо на берегу моря, где мы могли и побеседовать обо всем на свете, и поспорить, и сделать совместный заплыв. Впрочем, здесь с ним было трудно соревноваться, плавал он километрами, показывая иногда чудеса выносливости.

tatvstr3

Исмаил Шангареев и Нурали Латыпов (эмират Шарджа, ОАЭ).

Нурали хороший повар, хотя на пляже у нас было много помощников. После заплыва всегда хочется, чего-нибудь мясного. Хорошая трапеза на берегу Персидского залива, предрасполагает к неторопливой беседе. В такие минуты рождаются новые идеи, возникают проекты, которые в условиях кабинета просто не придут в голову.

 

Берег Персидского залива, шум волн, отсутствие зажатости и скованности пространств и, главное особое ощущение времени (песок, волны), создают особую творческую атмосферу.

 

Дубай в отличии от эмиратов Шарджи, Аджмана и Рас-эль-Хайма для Нурали Латыпова был в меньшей степени пространством творчества. Дубай для него скорее политическая площадка, где идеи Латыпова вызывают интерес в разных политических кругах. Его знаменитая Лаборатория нелинейных решений, сегодня особенно востребована, как руководство к действию в области государственного управления.

Полагаю, что наши встречи с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в Дубае были плодотворными для Нурали, которому есть, что предложить современному Татарстану в плане оптимальных политических решений, социальных проектов, интеллектуальных инноваций.

 

 

 

tatvstr2

Президент Татарстана Рустам Минниханов, Исмаил Шангареев и Нурали Латыпов (Дубай, ОАЭ).

Рустам Минниханов - единственный из руководителей регионов Российской Федерации, кто решает задачи не как чиновник-управленец, а как кризис-менеджер, экономист – практик, который сразу оценивает все риски и преференции от конкретных контактов на международном уровне. И главное, он четко определяет приоритеты человека, его интересов, культуры, духовных ценностей.

По сути, Рустам Минниханов - это интегратор политических действий и эффективных решений, в условиях, когда требуется не только деловая хватка, но и, прежде всего, культурологический поход, учитывающий религиозную составляющую политики потенциальных партнеров Российской Федерации, и, в первую очередь, ОАЭ.

 

tatvstr1

Премьер-министр Объединённых Арабских Эмиратов Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, наследный принц Дубая- Хамдан ибн Мохаммед Аль Мактум, президент Татарстана Рустам Минниханов и Исмаил Шангареев на Инвестиционном форуме (Дубай, ОАЭ).

Вот, что об этом говорит сам глава Татарстана: «Для работы с исламским миром президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку, и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя инициативу».

В качестве примера могу сказать, что эта культурологическая «кругосветность» с акцентом на исламские ценности в решении конкретных задач, позволила Рустаму Минниханнову наладить российско-арабский диалог в ОАЭ, оперативно решить многие вопросы, которые требовали длительного обсуждения. Я был свидетелем эффективности его работы, и зная особенности бизнеса в ОАЭ, не мог скрыть своего восхищения, как этот человек работает на конечный результат.

См. видео: Деловые встречи на инвестиционном форуме (Дубай, ОАЭ).

https://www.youtube.com/watch?v=W0AyhVVzOCU

https://www.youtube.com/watch?v=8X01zYDfAms

Вот конкретный пример того, как надо подходить к исламской проблематике, которая может быть эффективным социокультурным механизмом развития, раскрытия потенциала исламских идей как неотъемлемой части российской цивилизации, Платформы продуманного взаимодействия, доверия и взаимоуважения в таких тонких сферах как культура, язык, религия.

Хочется особо отметить, что Президент Татарстана Рустам Минниханов работает в ОАЭ в привычной для него манере, лично участвуя в решении каждого конкретного вопроса. Это его особый стиль руководства, который вывел Республику Татарстана в лидеры среди всех российских регионов.

Татарские встречи на берегу Персидского залива - живая история общения, когда татарскость проявлялась как некое родство душ, восходящие к истории нашего народа, глубинам национального духа. Мы татары, и этим все сказано.

Исмаил Шангареев. Брюссель, 2019 г.

Исмаил Шангареев: Татарские встречи на берегу Персидского залива: Марат Кабаев

Печать

 

tatvstr12

Татарские встречи на берегу Персидского залива - одна из самых ярких страниц  моей жизни в Объединенных Арабских Эмиратах. Люди, которых я встречал здесь были разных национальностей, и каждый из них оставил в моей жизни  свой след, подарив драгоценные минуты дружеского общения. Но в силу каких-то ментальных особенностей, «татарские встречи» (как я их обозначил в заглавии этой статьи), стали для меня знаковыми, словно очертив ареал некого культурного единства.

Марат Кабаев – общественный деятель, выдающийся спортсмен, тренер, личность многогранная и яркая, человек способный повести за собой коллектив, будь то спортсмены или производственники, политики или бизнесмены. Скажу сразу – это суровый, немногословный человек, но, если он видит в Вас открытость, искренность, более приятного и доброжелательного собеседника, чем Кабаев - не найти.

Мы сидели в окружении моих детей и внуков, и Марат все более и более открывался, как яркий и разносторонний человек. У нас было так много точек соприкосновения, что в статье трудно выделить главное, что волновало нас во время наших «татарских встреч». Скажу от себя, как бы глядя со стороны.

Хорошо, что есть такие друзья, как Марат Кабаев – мастер спорта СССР, с котором можно разделить радости и тревоги за российский футбол, поговорить о его прошлом и будущем. Марату есть, что вспомнить. Это и игры в 1981 году за молодежную сборную СССР на международном турнире, проходившем во Франции, и участие в 1983 году в играх за олимпийскую сборную СССР.  Но главное его многолетняя тренерская работа, понимание, что будущее отечественного футбола напрямую зависит от создания условий опережающего развития детско-юношеского футбола, системного укрепления материально-технической базы, повышения зрительского интереса к российским соревнованиям по футболу.

Для меня футбол - это нечто большее, чем спорт. Я убежден, что Дух народа (как понимал его Гегель) открывается в этом действе, создавая особое пространство планетарной культуры. Так, что у нас было, о чем поговорить с выдающимся футболистом Маратом Кабаевым.

Особенно, интересными мне показались воспоминания Марата Кабаева о его пребывании в ОАЭ в качестве тренера молодежной сборной Узбекистана по футболу. Однако, наиболее полным, мне представляется его рассказ об этом, прозвучавший в его интервью для газеты «Бизнес ОНЛАЙН»: «Помню, когда я был главным тренером молодежной сборной Узбекистана, - вспоминает Марат Кабаев, - поехали мы в Дубаи на сборы. И так получилось, что мы попали туда в самый разгар уразы, в месяц Рамадан. И ребята (7 человек из команды), несмотря на тренировки, держали пост. Конечно, я мог им сказать, чтобы они не ослабляли себя, но меня что-то останавливало. Поэтому я разрешил: пожалуйста, кто может — пусть держит. И действительно, команду это не ослабило, а, возможно, даже наоборот. Мы со счетом 5:0 обыграли сборную Эмиратов, так что нам даже звонили и удивлялись: «Вы там с дворовой командой играли, что ли?» (Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.youtube.com/watch?v=aJHFdBrMvUI

tatvstr11

Вся моя семья – футбольные болельщики.

Многогранность личности Марата Кабаева, позволяла нам легко переходить на темы, связанные с его общественной деятельностью, социальным предпринимательством, поддержкой исламского бизнеса, имеющего свою ярко выраженную специфику.

На сегодняшний день Марат Кабаев является Президентом Международной ассоциации исламского бизнеса. Примечательно, что возглавить ассоциацию предпринимателей — мусульман России в Казани Кабаеву предложил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.  Марат рассказывал, что это произошло не случайно, а явилось результатом его долгих и доверительных отношений с муфтием, который сделал ему предложение, «от которого он не мог отказаться». В то время у Кабаева было достаточно причин резко поменять жизнь, но главное, думаю, он просто созрел для масштабной общественной деятельности. Начав в Казани, он переехал в Москву, где открыл головной офис ассоциации, начал наращивать международные связи, и сегодня, возглавляемая им организация успешно работает во многих странах мира, имея свои представительства в более чем 20 странах: Арабских Эмиратах, Турции, Саудовской Аравии, Ливан, Сирии, Иордании и др.

tatvstr10

Открытие представительства МАИБ в Стокгольме.

Совсем недавно мы с моим сыном Исхаком принимали участие в открытии представительства МАИБ в Стокгольме, и наши «татарские встречи» с Маратом Кабаевым получили свое продолжение в Швеции.

Для меня в разговоре с Кабаевым о бизнесе было важно, что многие направления предпринимательской деятельности, связанные с исламскими традициями и, прежде всего, производством продукции с маркировкой «халяль» получают благодаря возглавляемой им ассоциации системную поддержку.

tatvstr9

Исмагил Шангареев и Марат Кабаев.

Для мусульман, и особенно в странах, где доминируют христианские или иные традиции, очень важно, чтобы работала международная система халяль, которая, кстати, является одной из лучших систем контроля качества.  Конечно, Международная ассоциация исламского бизнеса, которую возглавляет Марат Кабаев решает многие масштабные процессы, реализует самые различные бизнес проекты, но, именно исламские особенности организации бизнеса, и прежде всего, халяль-индустрия, являются, на мой взгляд, ее ключевым назначением.

Одним из самых ярких моментов общения с Маратом Кабаевым на берегу Персидского залива была встреча в кофейне Дубай Молла, которая плавно перетекла в маленькое путешествие на традиционной арабской лодке вдоль знаменитых поющих фонтанов. Надо сказать, что это была встреча, на которой присутствовало очень много наших общих с Маратом Кабаевым друзей из Татарстана и Дубая. На память осталось фото и очень добрые в воспоминания.

tatvstr8

Татарские встречи.

Здесь же состоялся очень важный разговор, который из обмена мнениями перешел в обсуждение крупного литературного проекта - создание книги «Ислам и мир:Восток глазами классиков». Впереди на груповом фото все участники будущего проекта: Марат Кабаев, Исмагил Шангареев и Нурали Латыпов. Каждый из нас взял на себя в тот день обязательства, которые как мне кажется, были с честью выполненны.

См. видео встречи: https://www.youtube.com/watch?v=KbYAqsgwTVc

tatvstr7

Марат Кабаев, Исмагил Шангареев и Нурали Латыпов.

В предисловии к вышедшей в 2017 году книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков Марат Кабаев писал: «Книга «Ислам и мир» по заголовку дерзко перекликается с заголовком великого романа Льва Толстого «Война и мир», где рассматриваются глобальные проблемы войны и мира, и в первую очередь мира как общества. В отличие от этого классического сюжета, книга «Ислам и мир» построена не на противопоставлении фундаментальных явлений истории, а на единстве исламских и общечеловеческих духовных ценностей». Далее, он особо подчеркивает: «Не секрет, что в наши дни ислам в общественном сознании Запада воспринимается как некая агрессивная реальность. К сожалению, человеческая природа такова, что зачастую враждебно воспринимается то, что непонятно, непостижимо обыденным сознанием. И здесь, как никогда, своевременным представляется обращение к историческому опыту постижения подлинных смыслов ислама, квинтэссенцией которого, как это ни парадоксально, являются бессмертные творения, созданные в лоне западной литературы. Диалог культур и цивилизаций, заложен в фундамент того, что мы называем сегодня классической литературой».

Сегодня эта книга – бестселлер, она представлена на всех книжных интернет ресурсах, мне поступает много положительных отзывов,  пишут специалисты и простые люди, для которых эта книга стала событием в их духовной жизни.

Обращаясь к аудитории на площадке АСТ – non-fiction, Нурали Латыпов подчеркивал: «Цель книги не просвещение в области основ ислама. Этих книг полно, и они, по сути, повторяют одно и то же.  Нашей целью было выстроить свои цивилизационные мостики, стереть границы «наше», «не наше», показать в диалогах об исламе в литературе Запада и России путь к глобальным диалогам культур и народов».

Согласен, задача амбициозная и непростая, но ведь задолго до нас ее блестяще решили Пушкин, Лермонтов, Толстой, Хлебников, Бунин, Монтескье, Гете.  Важно особо отметить, что интерес к книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков» в исламском мире оказался настолько велик, что мы вынуждены были параллельно с версией для русскоязычного читателя создать версию для перевода на арабский и татарский языки.

Подробнее см. видео: https://www.youtube.com/watch?v=aJHFdBrMvUI

Вот такие итоги, мы порой подводили после татарских встреч на берегу Персидского залива.

tatvstr6

Татарские встречи на берегу Персидского залива - живая история общения, когда татарскость проявлялась как некое родство душ, восходящие к истории нашего народа, глубинам национального духа. Мы татары и этим все сказано.

Исмагил Шангареев. Стокгольм, 2019 г.

Страница 21 из 99