Обновлено:05-05-2012 07:22

Культура Новости Культуры

Новости Культуры

Исмагил Шангареев: Сибирь в контексте истории Татарского мира

Печать

tat11

«Российское могущество прирастать будет Сибирью…» -  утверждал М.В. Ломоносов, подчеркивая исключительную важность этого гигантского географического региона (около 77 % территории России) в формировании евразийских цивилизационных процессов.

Один из самых ярких представителей Серебряного века поэзии – Велимир Хлебников, писал:

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы…

Трансформация реликтовых этносов Сибири

Сибирь в «гибком зеркале природы» - один из самых уникальных географических регионов, энергия этногенеза которого «как текучая вода».Границы этого региона с запада обозначены Уральскими горами, с востока — водораздельными хребтами, идущими вдоль Тихого океана, с севера — Северным Ледовитым океаном, с юга — пограничными столбами между Россией и Китая, Монголии и Казахстана, северо-восток которого также является частью Сибири Западно-Сибирская плита).

«Гибкое зеркало природы» Сибири отражает длительную непрерывную историю реликтовых этносов, которая заканчивается биосоциальной флуктуацией в XV – XVII вв., когда тюрко-славянский этнос становится славяно-тюркским. Это сложный процесс изменения биосоциальных ролей, который мне видится не столько переходом пассионарности внутри  тюрко-славянского этноса от тюрков к славянам (если выстраивать логику исторических событий по Л.Н. Гумилеву), но закономерной сменой биосоциальных ролей от равновестности к динамике «сверхнапряжений» (tour de force), когда славянский этнос обретает качественно новую биосоциальную динамику, делает резкий рывок в направлении  преобразования окружающей среды(если выстраивать логику исторических  событий по В.И. Исхакову) .

Реликтовые - в последние 2000 лет, преимущественно тюркские этносы, ра3вивались в природной среде Сибири стабильно, входя в состав ее биоценозов как нечто «верхнее». Многочисленные научные исследования убедительно свидетельствуют, что подобные биоценозы без биосоциальных флуктуаций медленно затухают, превращаясь в замкнутые биосоциальные системы не способные к активному изменению природы.

Несмотряна то, что биосоциальная энергия вывела Сибирских татар на уровень феодальных отношений, (чему способствовала культурно-религиозная интеграция с цивилизационными процессами, происходившими в Арабском Халифате, а позднее в Османской Империи), славянская часть Евразии оказалась в поле более мощного воздействия биосоциальных процессов, несущих в себе агрессию капитализма (как это, к примеру, произошло в Новом Свете (США).

В середине прошлого века Ф. Осборн писал о том, что история американской нации: «с точки зрения использования природных богатств, является беспримерной», подчеркивая при этом, что «Фактически это история человеческой энергии, безрассудной и бесконтрольной».

В Российской Империис той же агрессией нарождающегося капитализма, осваивалась Сибирь. Это было поистине легендарное время, когда «его величество случай» возносил умелых ремесленников до крупнейших в мире промышленников.

Так, например, история экономического феномена знаменитых промышленников Демидовых начинаетсяс легенды, согласно которой проезжая через Тулу, Петр I потребовал найти ему кузнеца, который смог бы выковать несколько алебард по европейскому образцу. По легенде только кузнец Никита не побоялся взяться за дело и с честью с ним справился. Кузнец Петру понравился и мастерством, и характером, а потому тот распорядился выделить «Демидычу» (по батюшке Никита был Демидович — отсюда и пошла новая фамилия) недалеко от Тулы землю для добычи железной руды.

tat12

Согласно архивным источникам «В 1747 году Акинфий Демидов получил разрешение царя на открытие шахт и плавку металлов на заводах в южно-сибирском регионе под названием Колывань-Воскресенск. К 1800 году промышленность Колывани выросла больше, чем в Англии, Голландии и нескольких европейских стран вместе взятых».  (Подробнее см.: Исмагил Шангареев: Величие Татарского мира: Сибирские татары http://allufa.ru/news/obshchestvo/velichie-tatarskogo-mira-sibirskie-tatary/)

Из всего сказанного напрашивается вывод, что в процессе длительной непрерывной историипроизошел разрыв тюрко-славянского полиэтноса, так как славянская составляющая проявила большую агрессию в освоении окружающей среды. Сибирь первое тому доказательство. Но это – не верный вывод.

 

Правда о тюрко-славянском единстве в истории Татарского Мира

Начальный этап формирования тюрко-славянского этноса восходит к временам единой ментальности тюрков и славян, основанной на высокой степени коммуникабельности, благодаря абсолютной доминанте тюркской лексемы и близких культурных предпочтениях.  И потом надо помнить, что тюрки в большинстве своем не были дикими, раскосыми, как принято считать в околонаучных кругах. Среди них было не мало, синеглазых и рыжеволосых. Так их видели древнекитайские историки, такими они были в составе полиэтноса Османской Империи, такими их можно сегодня наблюдать в отдельных областях Ферганской долины (Республика Узбекистан).

В этой связи, большой научный интерес представляют выводы, сделанные Г.В. Носовским в исследовании известном, как «Новая хронология» Фоменко-Носовского. Сразу скажем, что «Новая хронология» категорически отвергается большинством представителей «нормальной науки», но, прежде всего, сообществом – историками, археологами и лингвистами.парадигмальное сопротивление «нормальной науки» в отношении«Новой хронологией» просто зашкаливает. Да! И стоит сказать, что она была также осуждена Русской православной старообрядческой церковью. В 1998 году он был отлучён «от святыни».

Вы спросите откуда такое тотальное не восприятие размышлений кандидата математических наук? Полагаю, достаточно рассмотреть некоторые выводы, которые мы находим в «Новой хронологии», чтобы понять природу ее тотального отрицания. Впрочем, достаточно того, что Носовский считает, что татарский язык «который мы сегодня воспринимаем, как какой-то чужой для нас – это народный язык России. Наши предки русские тоже говорили когда-то на этом татарском, но, может быть, более архаическом языке».

tat13

Святой князь Александр Невский и хан Сартак в Орде.Художник Ф.А. Москвитин.

Не менее важен его вывод о том, что «Церковно-славянский — наши предки выучили в церкви. Это церковный язык, священный язык, который они выучили, и он вытеснил у них народный татарский язык. Те, кто продолжают говорить по-татарски – их предки не перешли на священный арабский язык». Добавим…И приняли мусульманскую веру, которая раскрыв духовные горизонты развития тюркских народов не вытеснила основы тюркского языка, обогатив его арабизмами ровно настолько, чтобы наполнить новыми смыслами веры.

Язык – главный свидетель былого единства тюрко-славянского этноса. Авторы «Новой хронологии» задаются вопросом: «а откуда собственно известно, что «бессмысленные и нечитаемые» надписи на русских монетах действительно татарские? Может быть они русские, но написаны старым русским алфавитом, отличавшимся от более позднего, дошедшего до нас». Тоже самое можно сказать о загадочных средневековых русских печатях, покрытых «бессмысленными нечитаемыми надписями».  Далее делается вывод, который приглашает к серьезному размышлению: «Следовательно, сегодня мы далеко не полностью представляем себе историю нашего русского алфавита. По-видимому, еще сравнительно недавно в ходу были совсем другие русские буквы и русские слова, сегодня позабытые. Загадочные надписи оказались русскими». Можно было бы уподобиться бесчисленному множеству ученых и назвать все эти размышления лженаукой, но невольно напрашивается аналогия с выводами Олжаса Сулейменова из его знаменитой книги «Аз и Я», который столкнувшись с не менее жестким парадигмальным сопротивлением, очень точно подметил: «Если бы математика и физика испытали такое насилие патриотического подхода, человечество и сейчас каталось бы на телеге».

 

Древнетюркский топоним – «Сибирь»

Сибирь – слово происхождение, которого восходит к языку древних тюрок и имеет целый ряд смыслов. Наиболее отражающими «гибкое зеркало» природы Сибири, на мой взгляд, являются: "Сып йер", что означает «ровная земля, равнина»; слово сибэр/чибэр» — означающее «красивое» и слово «себер(ү)», означающее «метель». Если следовать выводам авторов «Новой хронологии», которые более вытекают из реальности, подтвержденной много численными историческими фактами, нежели «патриотического подхода», то Сибирь во всех ее смыслах был топоним понятный в равной степени, и тюркам, и славянам.

Больше того, в Каталонском атласе 1375 года топоним «Sebur» встречается как само собой разумеющееся.  В послании к королеве Англии Елизавете, дотированном 1570 годом, Иван Грозный представлялся как «Государьмногих земель»и, в том числе, «всея Сибирские земли». Как это не парадоксально, но именно Иван Грозный, превратив в пепелище Казань, стимулировал процесс межэтнической интеграции в направлении формировании славяно-тюркского суперэтноса.

Хотя надо сказать, что этот процесс шел задолго до взятия Казани. Правильно замечено, что «родословные книги неумолимы». Достаточно их открыть и окажется, чтород Годуновых идет от мурзы Чета, Ермоловых отАрслан-Мурзы-Ермола, и точно также Голицыны, Куракины, Дашковы, Булгаковы, Суворовы, Колокольцевы, Ушаковы, Голенищевы-Кутузовы, Мусины-Пушкины, Тургеневы, Аксаковы, Таракановы, Тимирязевы, Барановы, Карамзины, Чаадаевы, десятки других дворянских родов – прямые потомки татарских ханов.

Трансформация родов Великой Тартарии произошла вопреки чьей-либо воле. Это был процесс, который даже на фоне онемечивания российского социума (так, например, из-за спора М.В. Ломоносова с немецкими академиками, русского ученого посадили под домашний арест, а многих его соратников сослали или даже казнили: «За неуважение к немецкой земле») шел подобно цунами, наполняя славяно-тюркский этногенез новыми смыслами. Казань восстав из пепла, от века к веку превращалась в крупнейший культурный центр.

Сибирские татары

Существует придание, что Екатерина IIоднажды серьезно задумалась о том, что вся Сибирь принадлежит Казанской губернии. Ей показалось в высшей степени странным, что есть губерния, которая по территории превосходит все вместе взятые земли Российской Империи.

tat14
Сибирское ханство

Однако, надо сказать, что в составе Российской Империи, один из самых социально организованных и развитых этносов -  Сибирские татары,имели свои национальные волости по родовым названиям,все возможности для развития национальной культуры и даже местное самоуправление. И тут я позволю себе заметить, что не Ермак Тимофеевичс немногим более 500 казаками (как утверждают сегодня многие ученые), а Советская власть стала истинным бедствием для Сибирских татар потому, что только с приходом большевиков встал вопрос о их существовании как народа. Именно усилиями большевиков были упразднены национальные образования Сибирских татар, под страхом репрессий запрещалось хранение литературы на родном языке.Все, что не укладывалось в «Прокрустово ложе» коммунистической идеологии, беспощадно уничтожалось на древних землях Великой Тартарии, и, в первую очередь, это была духовность.

tat15

Исмагил Шангареев

В «цветущей сложности народов» современной России открываются новые пути развития для каждого народа, и, сегодня, особенно важно обратить пристальное внимание на регионы, народы которых в силу исторических и политических коллизий оказались в культурно-историческом безвременье.

Сибирские татары, как и все народы этого региона находится в особой зоне риска потери культурной и языковой идентичности, и нуждаются в поддержке государственных и общественных институтов. Не малую роль в этой помощи должны сыграть ученые, так как возрождение культурного наследия, раскрытие роли тюркских народов в освоении Сибири, имеет не только гуманитарное, носистемообразующее значение в формирование исторического образа региона, которым до сих пор «прибывает могущество России».

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев - писатель-публицист, культуролог, общественный деятель, Генеральный директор Дубайского агентства недвижимости ( ДАН-DAN RealEstate). 

Исмагил Шангареев: Величие Татарского мира: Сибирские татары

Печать

tat16

Татарский этнос формировался как часть многовекторного евразийского этногенеза, являясь органической частью «цветущей сложности» народов от Оки до Оби, от низовьев Волги до Урала. В нашей предыдущей статье было отмечено, что татары-мишари сыграли важную роль в этногенезе Османской империи. В этой статье речь пойдет о субэтносе, который известен как Сибирские татары.

Окидывая единым взглядом всю многовековую этническую историю Сибирских татар, можно с полной уверенностью говорить о том, что речь идет об одном из исконных народов Сибири.

 История этногенеза Сибирских татар

Согласно результатам исследований доктора исторических наук Г.Л. Файзрахманова этногенез Сибирских татар складывался из наслоения различных ритмов. Исходно основное ядро сибирских татар составляли автохтонные тюркские племена, жившие в Западной Сибири еще до нашей эры в составе носителей полиэтничной саргатской археологической культуры, просуществовавшей почти во всей западносибирской лесостепи с VI - V вв. до н.э. - по IV - V вв. н.э. Одновременно, начиная примерно с IV в. до н.э по II в. н.э тюркский этногенез в Западной Сибири, попадает в ареал культуры и миграции тюркоязычпых хуннов. И, наконец, начиная с VI в. н.э. но XI в. н.э. западносибирская лесостепь оказывается в орбите влияния Великого Тюркского, Уйгурского, Кыргызского и Кимакского каганатов.

Этноним «Сибирские татары» появляется только с конца XIV в. обозначая ключевую точку этногенеза, когда различные племенные группы автохтонных тюрок и тюрок, пришедшихв Западносибирскую лесостепь, трансформируются в единый субэтнос Татарского мира.

Учитывая все вышесказанное нельзя не согласиться с одним из первых историков Сибири Г.Ф. Миллером, который отмечал: "Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи, Енисею и лежащих между ними степях».

 

Колыбель человечества

В новейшее время историческая наука на основе археологических фактов позволяет с полным основанием говорить, что Западная Сибирь является территорией формирования древнейших культур человечества.Сегодня уже не вызывает сомнения, что по сибирским рекам и степям проходили древние и средневековые торговые пути, происходил многовековой диалог культур и цивилизаций.И, видимо, не случайно, многие европейские ученые считали таинственные просторы Сибири Великой Тартарией(Исмагил Шангареев: Тартария – прообраз Евразийского союза в XXI веке.https://oren.ru/ismagil-shangareev-tartarija-proobraz-evrazijskogo-sojuza-v-xxi-veke/)

Особо хотелось бы отметить исследования фламандского картографа Абрахама Ортелий в 1570 году опубликовал атлас мира «Зрелище круга земного». В этом издании Тартария располагалась между Московией и Дальним Востоком.

tat17

Именно здесь, как считал французский путешественник Франц Тотт, располагалась колыбель человечества. В своих «Мемуарах о турках и тартарах» (1784 г.) он написал, что самые первые люди мигрировали из Тартарии на юг и на запад, заселив Китай, Тибет, Индию, а позднее и Европу.

Особый интерес представляют результаты экспедиции Ермака, о подлинной сути которой будет сказано ниже. Здесь же предваряя тему «покорения Сибири» следует отметить, что наряду с военными успехами этой экспедиции, которые были не обосновано преувеличены, казаки Ермака, по сути занимались археологическими изысканиями, а не завоеваниями. В «Сибирском вестнике» говорится об огромном количестве находок, сделанных на сибирских курганах казаками. «В основном, это были изделия и чугуна! Пластины с изображениями и письменами, фигурки, изображающие людей, зверей птиц, и т.п. Напомню, что в Европе чугун научились производить только в девятнадцатом веке».

tat18

Осмелюсь высказать предположение, что остаточным этносом некогда высокоразвитой цивилизации Сибири (возможно сердцаТартарии) были Тунгусы. Ссыльный декабрист и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер называл тунгусов «аристократами Сибири», а первый енисейский губернатор Александр Петрович Степанов отмечал, что «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…». 

В этой связи, важно отметить, что Сибирские татары стали единственным народом, который построил на обломках древних культур, свою государственность, сформировал неповторимый ареал самобытной культуры, выстроил духовные основы социальной жизни на основе религии ислама.

 

Сибирские татары – пассионарии Сибири

tat19tat19

Сибирские татары в свете исследований Л.Н.Гумилева могут рассматриваться как носители потенциальной пассионарности тюрко-славянского этноса на территории Сибири. Многие исследователи могут увидеть в этом утверждении преувеличение. Но давайте обратимся к сути вопроса отстранившись от всех привычных стереотипов.

Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Не это ли взаимодействие мы наблюдаем в случае с, так называемым, «покорением» Сибири?

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» - утверждал М.В.Ломоносов в ХVIII веке. И это не просто громкая фраза, но главный вектор развития России как самостоятельной цивилизации.Давайте попробуем взглянуть на начало тюрко-славянского этногенеза в Сибири как на развитие процесса формирования государства Российского, которое многое унаследовало от «золотоордыских порядков», и, прежде всего, тенденцию к расширению, к освоению новых ландшафтов.

 

Как это было?

«Что скажет история?» — спрашивал Бернард Шоу. И сам же отвечал на свой вопрос: «История, сэр, солжет, как всегда». В первую очередь это касается легенды о покорении Сибири Ермаком. Реальная экспедиция, реальные люди. Но! География и даты – вызывают много вопросов. Суть событий тех легендарных дней не раскрыта, а преподнесена как разбойничий набег на Сибирское ханство, которое удалось завоевать в течении с 1581 по 1585 гг. усилиями 840 лихих казаков.

Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Подобные подвиги, уместные в русских народных сказках, в учебниках отечественной истории выглядят как грубая насмешка над здравым смыслом.

Известно, что вся это история о покорении Сибирисформировалось,в значительной степени,благодаря «Сибирскому вестнику» Г.И. Спасского. Однако не будем строго судить авторов легенды о покорении Сибири. Мотивы, которые ими руководили казались им благими, как, впрочем, все, что требует любая политика во имя торжества тех или иных идей.

Бесспорно, легендарный поход Ермака на территорию Сибирского ханства, положил начало русскому освоению Сибири.Однако это была экспедиция, военная составляющая, которой была лишь неизбежным фоном. Главным итогом этой экспедиции стали записки, содержащие   описание быта и нравов народов Сибири, географии, растительности, и что особенно примечательно, описанию множества древних курганов, городов и крепостей, о происхождении которых сами сибирские татары уже ничего не помнили.

По законам экономики

Экспедиция Ярмака - это проект купцов Строгановых, которые отправили не одну подобную экспедицию в Западную Сибирьдля скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару.Другое дело, что не все это у них получилось.

 

Ради справедливости надо сказать, что инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после падения Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной.

Природное богатство Сибири — пушнина — издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность сказочного обогащения.

Присоединение Сибири к России происходило в первую очередь по законам экономики, межэтническая интеграция была потом. Регион сулящий сказочные возможности обогащения манил к себе не только купцов Строгоновых, но многие тысячи предприимчивых людей.Западная Сибирь – это российский Клондайк.

 

Профессор Принстонского университета Стивен Коткин писал:

«В 1747 году Акинфий Демидов получил разрешение царя на открытие шахт и плавку металлов на заводах в южно-сибирском регионе под названием Колывань-Воскресенск. К 1800 году промышленность Колывани выросла больше, чем в Англии, Голландии и нескольких европейских стран вместе взятых».

Социально-экономический потенциал этого гигантского региона России до сих пор до конца не раскрыт и требует активизации системы этногенез-ландшафт, в которой ключевую роль должны играть исконные народы Сибири и, в первую очередь, Сибирские татары.

В XXI веке, как никогда прежде, становится очевидным, что информационная открытость прошлого, залог построения будущего, в котором каждый народ, должен занять свое достойное место как носитель неповторимой культуры, традиций, языка.

Беспристрастная оценка исторической роли Сибирских татар в освоении Западной Сибири должна быть сегодня дана с позиций теории построения государства российского как «цветущей сложности» народов.Прежде всего, следует признать, что Сибирские татары один из татарскихсубэтносов,сыгравших ключевую роль в формировании Российской цивилизации, «могущество» который в последние пять веков «прирастало Сибирью».  

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Страница 32 из 99