Обновлено:05-05-2012 07:22

Культура Новости Культуры

Новости Культуры

Джалиль Шангареев: Татарча диктант — 2019: в Объединенных Арабских Эмиратах и Швеции

Печать

tatarcha8

Исмаил Шангареев пишет «Татарча диктант» в Стокгольме (19 октября, 2019 г.).

 19 октября в 13:00 по всему миру прошла образовательная акция“Татарча диктант”, которая была направлена на повышение интереса к грамотному правописанию, владения литературным татарским языком, самопроверку орфографических и грамматических ошибок.  В этом году акция проходит в четвертый раз. Текст диктанта был определен филологами татарского языкаИнститута филологии и межкультурной коммуникации КФУ.

Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации и зарубежных странах, обозначая основные элементы сетевой структуры Татарского мира.Организаторами акции уже по сложившейся традиции выступили Всемирный форум татарской молодежи, Исполнительный комитет международного союза “Всемирного конгресса татар”, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации.

В Объединенных Арабских Эмиратах (дистанционно) и в Швеции (непосредственно)“Татарча диктант” был проведен при самом активном участии одного из татарских подвижников в сфере культуры – писателя публициста Исмаила Шангареева.

Обращаясь кистории проведения «Татарча диктантов» в ОАЭ нельзя не вспомнить как в прошлом годуИсмагил Шангареев сказал, что «определение России как «цветущей сложности» — государства-цивилизации (Константин Леонтьев), взятое на вооружение Президентом РФ Владимиром Путиным, открывает для нас сегодня новые культурно-исторические перспективы, позволяет видеть ясные пути, с одной стороны, национальной самоидентификации и, с другой стороны, гармоничной, поступательной интеграции.

Сегодня совершенно очевидно, что такой подход продиктован не только задачами внутрироссийской интеграции, но и интеграции татарских диаспор в ЕС, странах Ближнего Востока, и по всему миру, где звучит татарская речь.

В татарской национальной культуре, говорил Исмагил Шангареев, заложен огромный интеграционной потенциал. Как правильно отмечал, первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев: «Тукай велик потому, что стоял, образно говоря, на плечах титанов татарской культуры и философской мысли. Он оказался связующим звеном различных эпох. Это лишний раз подтверждает, что Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой культуре».

Замечательный российский писатель и психолог Елена Владимирова писала в одном из своих эссе: «Когда мой сын пошел в школу, мои приятельницы, одноклассницы и прочие, прочие, прочие, вопили в трубку: Ну, вот, вы сейчас и узнаете!!! Вот, вы узнаете, что такое - татарский язык!! Вы узнаете, каково было нам!
Я удивлялась, я - недоумевала. Но не сомневалась.
Я была права!
Через три года мой сын, ни одного слова когда-то не знавший по татарски, ворвался в мою комнату со словами:
- Мама!!!!! Это - прекрасно!!!
И прочитал стихи Тукая.
Я ни одного слова не поняла...
Нас не учили татарскому, нас учили - английскому!
Я поняла только важность происходящего.
Мой мальчик читал Тукая на языке оригинала, абсолютно понимая и чувствуя!!!
Он не просто читал - он СЛЫШАЛ И ЧУВСТВОВАЛ!
Он слышал любовь, текущую в словах, звуках, интервалах,в дыхании... 
Он слышал дыхание любви!
Это было прекрасно! 
Абсолютно русский, европейский мальчик, слышал дыхание, биение пульса, аромат и своеобразие восточной культуры. Ее подлинную трепетность и красоту!
Я люблю татарский язык и татарскую культуру.
Но счастье мое в том, что эта любовь передалась моему сыну.
Нам не страшна глобализация, если душа - дышит любовью к родному!
Родина моя - Татарстан.
Люблю!»

В этих искренних словах исконно русского человека подлинная правда о том, какую роль может играть сегодня татарский язык в нашем мире, как много он дает сердцу и уму человека любой национальности, как важно его сегодня беречь.

I

В этом году «Татарча диктант» в Объединенных Арабских Эмиратах прошел в Эмирате Шарджа.

tatarcha7

Стало доброй традицией проводить «Татарча диктант»в ресторане «Казань», который представляет собой и выставку татарской традиционной культуры, и культурный центр, где Ассоциация татаро-башкирских диаспор в ОАЭ(Председатель Ислам Шангареев) проводит многие культурные мероприятия.

В этом году задача проведения диктанта была поставлена передо мной – Джалилем Шангареевым – заместителем Председателя Ассоциации татаро-башкирских диаспор в ОАЭ.

tatarcha6

В этом году я выступил и в роли организатора по площадке, и в роли того, кто читал диктант. В организационном плане на площадке мне помогали сотрудники: Зарина Макенова и Гузель Бикмухаматова. Всего в акции участвовало 14 человек.

 

tatarcha6

Самой старшей участнице акции было 35, самой младшей 2 года, она конечно не писала, но морально всех поддерживала, что тоже не мало важно.

Надеюсь, что в следующем в году на площадке ресторана «Казань» будет значительно больше людей. Мы ведем целенаправленную работу по привлечению соотечественников к участию в культурных мероприятиях Ассоциации татаро-башкирских диаспор в ОАЭ.

 

 

 

II

В этом году «Татарча диктант» прошел в Стокгольме, обозначав этно-культурное присутствие татарской диаспоры, как отражение тожества западных ценностей, связанных с поддержкой национальных меньшинств в Европейском Союзе.

 

tatarcha4

Диктант прошел на площадке Культурного центра европейских татар Швеции при самом активном содействии его руководителя Айны Зеттерлунд.

Главным организатором «Татарча диктанта» выступил писатель публицист Исмаил Шангареев, автор знаменитого бестселлера «Ислам и мир: Восток глазами классиков». По сути, он являлся и организатором, и медийным лицом на площадке.

tatarcha3

Диктант читали один из лидеров диаспоры европейских татар Швеции Рафик Фанильсон ируководительКультурного центра европейских татар ШвецииАйна Зеттерлунд.

Из тех, кто писали диктант: самый старший участник акции - Тутиягуль Мигранова, самый младший Асия Хамидуллина, 6-ти лет отроду, но хорошо знакомая с азами татарской грамматики.

tatarcha2

Надо особо отметить с каким прилежанием и серьезностью все участники этой акции отнеслись к своей миссии, которая не ограничивалась проверкой грамотности, знанием языка, но выходила далеко за пределы стен Культурного центра европейских татар Швеции.

По сути это была акция по сохранению самого главного во всей системе того, что мы называем культурным наследием – родного языка в условиях жизни в ином ареале культуры.

 

tatarcha1

В следующем году «Татарча Диктант» будет проводится на этой же площадке, в более расширенном составе.

С приездом Исмаила Шангареева в Стокгольм, работа по консолидации представителей европейских татар Швеции значительно активизировалась, приобретая черты культурного сотрудничества на основе общих исторических ценностей и патриотизма.

Джалиль Шангареев

Исмаил Шангареев: Шлем Александра Невского

Печать

nevsk5

Вещи порой говорят о своем хозяине больше, чем письменные свидетельства современников и домыслы историков. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, относится к таким безмолвным свидетелям того, кем был легендарный князь.

Шлем поражает своей редкой красотой и смысловой символикой, которая на первый взгляд кажется христианской. Прежде всего, бросается в глаза образ архистратига Михаила Архангела над носовой стрелкой, который выполнен с редким ювелирным мастерством. Поражает с каким изяществом расположены алмазы, рубины, изумруды, жемчуг. Но! Далее по всему периметру шлема идет арабский текст «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы» (Коран, 13-й стих 61-ой суры).

nevsk4

Многие видят в этом парадокс: как сочетается образ Архангела Михаила и высказывания из Корана? Да очень просто сочетается. В исламе Архангел Михаил (Микаил) возглавляет небесное войско и является символом победы над силами зла.

Надпись из Корана на шлеме Александра Невского это расшифровка символики – там, где Михаил Архангел, там «скорая победа». Кстати говоря, арабские тексты из Корана украшали и шлем Ивана Грозного, и многих других родовитых персон средневековой Руси. Приемный сын хана Батыя, легендарный Александр Невский не был «белой вороной» среди сородичей, скорее, наоборот, был частью того тюрко-славянского союза, который и заложил основы государственности России подробнее см. в кн.: (Шангареев И, Латыпов Н. Ислам и мир: Восток глазами классиков. М.: АСТ, 2017).

Александр Невский оставил самый яркий след в истории допетровской России. Я специально подчеркиваю допетровской, потому, что далее начинается период фальсификаций истории России, который продолжается и по сей день. И речь идет не столько о фактах, сколько об их интерпретации.  Мало кто из историков остался равнодушен к тому, что Александр Невский был приемный сыном хана Батыя, сотрудничал после его смерти с ханом Берке, который, кстати к тому времени, принял ислам(не случайноже мы находим стих из 61 суры из Корана на шлеме Александра Невского).

Ради справедливости надо сказать, что в последние годы появились ученые, которые освещают главные смыслы отношений Александра Невского с золотоордынцами с позиций, я бы сказал, исторической целесообразности, развенчивая мифы и стереотипы, складывавшиеся веками, отбрасывая при этом,на сколько это возможно, субъективные оценки.

В книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков» я не раз подчеркивал, что категоричность суждений – тупиковый путь. Подчеркивая, что, говоря с позиций вероятности, мы с вами свободны делать самые смелые предположения, оценивать события так, словно перед нами несколько альтернативных реальностей. Это, безусловно, продуктивный и, главное, в своей основе системный подход. Кто-то очень верно заметил, что часто через ворота мечты, мы легко попадаем в мир реальности. В нашем случае это возможная реальность, неизрасходованный ресурс самоорганизации в истории России.

Скажу сразу, что пытаясь восстановить историческую справедливость, некоторые авторы пытаются одни мифы заменить другими. Так, например, не могу разделить утверждение Геннадия Тюньдешева, которое он вынес в заглавие своей книги «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». У меня не вызывает сомнений, что история России начиная от незапамятных времен Великой Тартарии, а позднее с внуков кагана Муэмина II- Бориса и Глеба,неразрывно связана с эволюцией тюрко-славянского этноса и монгольская составляющая здесь весьма ограничена, как бы кому не хотелось ее идеализировать.

Основу – ядро истории допетровской России составлял тюрко-славянский этнос. Золотая Орда как феном монгольской культуры, по моему глубокому убеждению, сыграла уникальную системообразующую роль, которую блестяще использовали такие пассионарии как Александр Невский. Он нуждался в Батые как в союзнике и отце-наставнике, но и Батый нуждался в нем как в умном и сильном союзнике. Это был тот самый пример разумного симбиоза людей различных культур, который сыграл решающую роль в формировании будущей России, ее евразийской сущности, о которой в наши дни многие забывают, абсолютизируя «русскость» в ущерб «татарскости».

Однако, именно Александр Невский с его ориентацией на единство с татаро-монголами, с его более чем лояльным отношением к исламу (в период союза с ханом Берке) в коллективном бессознательном современной Россиипо результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года был выбран «именем России».

 

Если отбросить все рассуждения о Невском в духе «наш или не наш», то не трудно представить себе ситуацию, при которой он одновременно являлся по сути ордынским ханом (имея ярлык на великое княжение), побратимом сына хана Батыя - Джучи хана Сартака икнязем новгородским, великим князем киевским, и великим князем владимирским.Некоторые историки пишут, что такое невозможно. Позвольте спросить почему?

nevsk3

Филипп Москвитин. Князь Александр Невский и его побратим правитель улуса Джучи хан Сартак.

Киевская Русь во все времена была в тесном контакте с тюркскими народами, было много общего в языке, песнях и плясках.  Почему двое молодых князя не могли дружить и сражаться плечом к плечу. Лев Гумилев в своих исследованиях этого периода истории отмечал,что в 1251 году «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».

Слышу возгласы возмущения. Не спешите. Сегодня мы доподлинно знаем, что те«русские земли, которые приняли союз с Ордой, смогли сохранить свой уклад, частичную самостоятельность, право жить по своему порядку. Русь же в Монгольском улусе стала не провинцией, а страной-союзником великого хана…».

nevsk2

Вот как выглядели геополитические успехи Александра Невского.

Мне могут возразить, но ведь был шанс стать страной- союзником Европы? Увы, в этом случае русские княжества ждало как духовное, так и физическое поглощение. В доказательство тому - судьба земель, которые не согласились на союз с Ордой - они были захвачены Польшей и Литвой. Но главный враг –Германия, для которой с 1202 года походы на Русь стали чуть ли не смыслом всей внешней политики. На Чудском озере 5 апреля1242 г. Александр Невский выиграл одно из самых своих ярких сражений, но это была только отсрочка. Он это хорошо понимал, как и то, что остановить превосходящие силы с Запада может только одна сила – Золотая Орда.

Предположим, что он сделал свой выбор преследуя различные, в том числе личные интересы и предпочтения (в чем его постоянно обвиняют), но в масштабах истории это был выбор в пользу России, в пользу православия, Выбор, который заложил ключевой камень в фундамент российской государственности.

«К сожалению, - писал Лев Гумилев, - среди современников, безвозвратно терявших пассионарность, политический курс Александра Ярославича популярностью не пользовался. Никто не думал благодарить князя за его героические усилия по спасению Русской земли».

Заметьте, это при том, что во многом благодаря его усилиям, на времяЗолотой Орды пришелся расцвет православия. В этот период появились многочисленные монастыри, которые по высочайшему повелению монгольских ханов полностью освобождались от налогов. И все же, кто бы что не говорил, но время все ставит на свои места. Спустя столетия после того как началась удивительная история жизни Александра Ярославовича,10 сентября 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению в 2021 г. юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского.

nevsk5

Мне представляется, что это празднование должно стать не просто торжеством исторической правды по отношению к одному из архитекторов российской государственности, обладателюярлыка на великое княжение Александру Ярославовичу Невскому, но и к тому, чем в действительности была золотая Орда, и те народы, которые она объединяла на евразийском пространстве.

Писатель-публицист Исмаил Шангареев

Страница 23 из 99