Обновлено:26-02-2021 06:21

Архив

Скульптор Александр Рожников: Сейчас готовлю скульптурную композицию под названием «Люберы»

Печать

Корреспондент ИА «ЦентрИнформ» встретилась с подмосковным скульптором Александром Рожниковым, многие из работ которого украшают города Подмосковья.

- Расскажите, как начинался ваш творческий путь?

- Я закончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение скульптуры. С 1977 года являюсь членом Союза художников России.

В Министерстве культуры Московской области работаю вот уже 6 лет. Работаю под руководством министра Галины Ратниковой на должности заместителя заведующего отделом.

- Какой путь вы прошли, чтобы стать скульптором?

- Я прошел уникальный жизненный путь. Это путь художника, которому светит быть великим (смеется – прим. автора). Я придерживаюсь мнения народного художника Ильи Глазунова, который говорил так: «скромность - это дорога в неизвестность». А если серьезно, то рисовать я начал еще в детстве. Помню свои первые эскизы гуашью и акварелью. В школе оформлял стенгазету. В армии выигрывал все художественные конкурсы.

- А свою первую скульптуру помните?

- Первая моя работа - это ракета из снега. Мне было 9 лет. Мы с ребятами соорудили ее во дворе. А следующая работа уже была более серьезной. Это был лев, вылепленный из снега. Самое интересное, что он простоял почти до весны, и на него даже приходили смотреть мои сверстники из соседних дворов. Он стал узнаваемым атрибутом нашего двора и я был очень горд своей работой.

- То есть тяга к скульптуре проявилась уже в детстве, а с чего начинали свой путь в искусстве?

- В 1980 году после армии я устроился на художественно-оформительский комбинат грузчиком. От природы я отличаюсь крепким телосложением. И на комбинате мне предложили занять эту должность, дав обещание, что определят меня позже в комбинат в качестве художника. Так я стал художником исполнителем по росписи рекламы, а в 1983 году я участвовал в оформлении парада на Красной площади к первомайским праздникам.

Параллельно стал ходить в люберецкую студию скульптуры. Моим преподавателем была Антонина Васильевна Кузнецова, довольно известный скульптор. Она заметила мой талант и посоветовала развиваться дальше и поступать в институт на специальность скульптура.

- И вы поступили в художественный ВУЗ…

- Совершенно верно. Учеба в институте дала мне очень много в плане профессионального роста. Я познакомился и подружился с интересными людьми, присутствовал на занятиях величайших скульпторов советских времен.

- В это время вы наверно начали принимать участие в художественных выставках?

- Первая моя выставка состоялась в 1984 году в Манеже, я на нее попал с одной работой. Будучи студентом, в летний период я работал кружководом в пионерском лагере. Там я познакомился с внучками Атанаса Микояна. Одна из них, Анна стала прообразом лучницы моей первой скульптуры в бронзе.

- У вас достаточно много работ, которые посвящены героям современности. Расскажите, как начинали работать над этой серией?

- Сразу после окончания института ко мне поступил заказ на памятник героям войны в Афганистане. К сожалению, работе не суждено было увидеть свет. К 1991 году заказ должен был быть закончен. Но после известных событий партию и комсомол, который выступал в роли моего заказчика, упразднили. Расчетные счета были арестованы, а работу мою, попросту говоря, похоронили. Я писал письма с фотографиями монумента на имя генерала Руцкого, который в то время занимал пост вице-президента. Но ничего не помогло. В те тяжелые времена было конечно не до искусства…

- Откуда берутся идеи создания памятников?

- Меня с раннего возраста привлекала общественная деятельность. За свою жизнь я успел побывать и октябренком, и пионером, и коммунистом. Я считаю, что если ты живешь в одном ритме со страной, городом, селом, идеи всегда появляются. Сама жизнь преподносит их. Приведу пример. В 1995 году убили журналиста и телеведущего Влада Листьева. Спустя сорок дней со дня его смерти у меня была готова мемориальная композиция. Она сейчас находиться в моей мастерской. Ее даже хотели установить в телецентре Останкино в вестибюле.

- Вы изобразили Чайковского, сидящим на скамейке, читающим собственное произведение. Не слишком обыденно?

- А вы представьте себе, какого рода занятиям может посвятить себя композитор летом в своем саду? Телевизор и радио изобретены еще не были. Что еще остается? Чтение. Чайковский присел на скамью. Отсюда непринужденность в позе скульптуры. Если присмотреться, то можно увидеть, что в руке у него оригинальный отрывок из произведения «Пиковой дамы». Он весь в своем произведении, поэтому поза выглядит немного неуклюжей, но лицо всматривается в нотные знаки.

- Вы не только скульптор, но пресс-секретарь в подмосковном Министерстве культуры. Какого рода задачи стоят сейчас перед вашим министерством?

- Главная задача это повышать культурный уровень населения Московской области. Правительство уделяет большое внимание этому вопросу. Речь идет не только о памятниках и музеях. Большое количество домов культуры было отреставрировано и открыто нами в Московской области. Только к Дому искусств в Кузьминках прикреплено три областных театра. За прошедшие годы в Подмосковье проведены десятки международных кинофестивалей, а так же театральных фестивалей в рамках Московской области.

- Над какими произведениями работаете сейчас?

- Я для родного города Люберцы готовлю скульптурную композицию под названием «Люберы», которую мы планируем поставить на центральной площади города рядом с фонтаном. Выглядеть она будет следующим образом: мужчина крепкого телосложения, с гитарой в руке, обнимает левой рукой подростка, хилого паренька в кепке, демонстрирующего бицепс левой руки. В этой композиции я хочу подчеркнуть традиционное увлечение люберецкой молодежи музыкой и спортом. Именно эти традиции в 80-е годы прославили наш город на весь мир, а стране дали знаменитых музыкантов, композиторов и спортсменов.

- Вам нравится жить в Подмосковье, в Москву переехать не хотелось бы?

- Я живу в Люберцах всю жизнь и счастлив жить в Подмосковье. Когда я вечером приезжаю с работы домой в родной город и вижу звездное небо, я понимаю, что нигде в другом месте жить бы не хотел.

Александр Рожников - скульптор, заслуженный художник России. Известен тем, что создал более 12 монументальных проектов и в том числе он является автором герба города Люберцы. Многие его работы с недавних пор украшают Подмосковье. Среди них – памятникКириллу и Мефодиюв Коломне, скульптура Чайковского в музее Чайковского в городе Клин, а так же памятник Блоку и Менделеевой в Тараканово. Работает пресс-секретарем в Министерстве культуры Московской области.

Беседовала Анна Украинцева

This content has been locked. You can no longer post any comment.