Обновлено:03-07-2019 16:49

Общество Новости общества Исмагил Шангареев: аферист поневоле или бухарская афера тысячелетия

Исмагил Шангареев: аферист поневоле или бухарская афера тысячелетия

Печать

afer2 

В истории тюркских народов имя Ходжи Насреддина ассоциируется с жизнью человека из народа, который своей смекалкой и мудростью решает свои житейские дела, нередко оставляя в дураках власть имущих.

Тот, кто хоть раз побывал в благословенной Бухаре, выпил пиалу чая на берегу Ляби-хауза, может легко себе представить мир Ходжи Насреддина, его простоту и изысканность. Эти же простота и изысканность отличают притчи о деяниях Ходжи Насреддина. Ветер времени не коснулся их, наверное, потому, что в сознании многих народов Ходжа Насреддин, едущий на своем ослике, остается частью жизнитюркского мира во все времена и эпохи.

С именем Ходжи Насреддина связано не мало историй, где он проявляет редкую смекалку и ввязывается в рискованные аферы, бросая вызов судьбе. Следует подчеркнуть, что именно аферы - его главный конек, ведь афера в переводе с французского – дело, рискованная, сомнительнаясделка с целью личного обогащения.

Главной такой аферой знаменитого Ходжи, является его пари с эмиром Бухары, суть которого в том, что за очень солидное вознаграждение он берется научить разговаривать …Осла.

А дело было так.

Призвал к себе Ходжу Насреддина сам эмир Бухары. Был он как все эмиры и прочие властители мира большим самодуром, и любил ставить подвластных ему людей в безвыходное положение.

И вот сказал эмир Ходже Насреддину:

— Все хвалят твой ум и редкие способности решать любые, самые трудные задачи. Если ты действительно так хорош, то вот тебе поручение - научи моего осла разговаривать. Если согласен: бери из казны пять тысяч тенге. Но! Если ты возьмешься за это дело и не справишься с ним –тебя казнят.

Ходжа Насреддин почтительно улыбнулся и уверенно ответил эмиру:

— О солнце подобный, мудрый из мудрейших, твое повеление будет исполнено. Скажи казначею пусть выдаст мне 5 тысяч тенге, и я заберу осла в свой дом на учение, и научу его говорить, дабы среди твоих визирей появился достойный тебя собеседник. Но наимудрейший, в проницательности своей, ты не можешь не признать, что для освоения человеческой речи ослу, как животному упрямому и не очень сообразительному потребуется время.

— Сколько тебе нужно времени – спросил эмир, потирая руки. Он уже предвкушал как казнит народного любимца.

— Я думаю, что не менее 10 лет. Быстрее никак нельзя, ведь осел будет общаться с достопочтимым эмиром и должен знать все обороты придворной речи.


— ладно - согласился эмир.Но запомни, если осел не заговорит, ты лишишьсяголовы.

Ходже Насреддину выдали деньги за обучение осла и отправили домой.

В родной махалле его встретила целая толпа соседей и один из старейших со слезами на глазах сказал:

— Ходжа, ты заранее можешь проститься со своей головой! Да, где же это видано, чтобы ослы могли говорить!

— Таких ослов, кто умеет говорить немало проживает в Бухаре. А при дворе их пасется еще больше. — ответил Ходжа Насреддин.

А голову мою не оплакивай, потому что за 10 лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот осел.

Эту знаменитую притчу пересказывают на разные лады, я решился на свой пересказ, чтобы особо подчеркнуть, что аферист по неволе Ходжа Насреддин с блеском продемонстрировал,как опираясь на житейскую логику, можно провернуть самую остроумную аферу тысячелетия.

Исмагил Шангареев afer1

 

 

 

Добавить комментарий