Обновлено:15-04-2024 11:24

Культура

Культура

Исмагил Шангареев: Пушкин и карантин

Печать

Эпизодкарантина 1830 года:

pushkin2

«Направляющий свет»

А.С. Пушкина

Наш привычный мир рушится с каждым днем, наступает период самоизоляции стран, городов, районов, людей. Социумы, еще вчера наполненные многообразием коммуникационных связей, сжимаются как шагреневая кожа. Разрыв привычных социальных связей постепенно приводит к состоянию массового депрессивного психоза, наступает «сон разума», который рождает страхи, панику, перерастающую порой в агрессию.

В памяти невольно всплывают знаменитые пушкинские строки:

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой...
Что делать нам? и чем помочь?

Коронавирус можно без преувеличения назвать чумой XXI века, которая ставит перед человечеством новые вопросы, обозначив Вызовы, на которые у мирового сообщества пока не нашлось эффективных Ответов.

Одно можно сказать с уверенностью, что, как и в далекие времена бушующих по миру эпидемий, в годы, когда сам Александр Сергеевич находился на холерном карантине, все решали поведенческие стандарты, которые я бы назвал адаптивными, имею ввиду не приспособление, а противостояние.

История – это не только даты, факты, но, прежде всего, опыт.

Опыт Пушкина на холерном карантине 1830 года – это одна из самых ярких страниц его творчества. К сведению тех читателей, кто не в курсе, смертность от холеры составляла почти ½ — по сравнению с этим,коронавирус выглядит словно банальный сезонный грипп.

В строках, написанных под влиянием карантина 1830 года звучит призыв к самоизоляции, как единственный верный ответ любой эпидемии:

Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!

Далее из Пушкинского опыта интересно его в отношение к хандре, которая неизбежно сопровождает любой карантин. Так, он писал своему другу  Петру Плетневу: «…Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы…»

Все замечательно в этом отрывке, и философское отношение к бытию, его метаморфозам, и легкий юмор, и радость от того, что грядут новые поколения, и все продолжается, и растут дети, и все мы «будем когда-нибудь и веселы».

Впрочем, Пушкин позволяет себе веселиться, не ожидая лучших времен. В эпиграмме «Румяный критик мой, насмешник толстопузый» он пишет:

«Что ж ты нахмурился? — Нельзя ли блажь оставить!
И песенкою нас веселой позабавить? —
Куда же ты? — В Москву, чтоб графских именин
Мне здесь не прогулять.
— Постой, а карантин!
Ведь в нашей стороне индейская зараза.
Сиди, как у ворот угрюмого Кавказа…

Однако, безусловно главным, в карантинном опыте Пушкина является его внутренний порыв, в которым проявляется торжество истинного гения над исторической данностью:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

 

В период болдинского карантина 1830 года Пушкин закончит роман в стихах «Евгений Онегин», напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде». Мир обогатится шедеврами его творчества, которые могут служить примером того, как надо черпать в себе, в своей душе силы противостоять психологическому давлению карантинной хандры.

«Парадоксов друг» - он оставил нам духовное наследие, о котором хорошо сказал Достоевский, отмечая, что «появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом».

pushkin

В эти трагические для всего мира дни, «направляющий свет» Пушкина – это обращение к своей душе, к ее самым светлым сторонам. Если мы найдем в себе силы понять это, то вместо паники, озлобленности, страха вокруг нас будут любовь и сострадание.

Исмагил Шангареев. Стокгольм, 2020 г.

Исмагил Шангареев: Татарские встречи на берегу Персидского Залива

Печать

arslan3

Арслан Сигбатуллин готовится исполнить гимн РФ на избирательном участке в Дубае вместе с Исмагилом Шангареевым и Генеральным консулом России в Дубае Гочей Левановичем Буачидзе.

Арслан Сибгатуллин

«Как прекрасно, что этот маленький татарский мальчик Арслан, который, может быть, и не все понимает, но так поет! В нем живет тот ген победителя, который необходим каждому человеку, живущему в нашей стране и желающему в ней жить и защищать ее!» - сказал Никита Михалков.

«Ген победителя» - очень точное наблюдение Михаила Сергеевича, характеризующее сущность творческого взлета Арслана, который будучи еще совсем ребенком демонстрирует редкое умение доносить до аудитории свою гражданскую позицию.

Патриотизм и детская искренность – нечто такое, что сегодня является редкостью. Арслан поражает людей разных поколений не только своей музыкальностью, но и недетской убежденностью.

Семья Сигбатуллиных была у меня в гостях в Шардже, где Арслан с присущей ему энергией и свободой общения легко нашел общий язык с моими младшими детьми и внуками. Они вместе не только увлеченно играли, но пели, снимались в клипе, где прозвучала одна из наиболее часто исполняемых Арсланом песен – «Я люблю тебя жизнь». В конце статьи есть сноски на видео, и вы можете посмотреть этот клип, режиссером которого была мама Руслана - Гузель Сигбатуллина.

arslan2

Арслан Сигбатуллин и младшие дети и внуки Исмагила Шангареева на съемках клипа «Я люблю тебя жизнь».

Меня очень тронули традиционные в татарском (как во всем тюркском) мире подарки, с которыми принято приходить в дом. Это очень древняя традиция и я воспринимаю ее как даньнациональной культуре общения, где дар несет в себене только материальное значение, но нечто связанное с Духом народа (гегелевское определение).

Родители Арслана – Динар и Гузель преподнесли мне макароны из полбы. Это был подарок со смыслом, ведь полба является прародительницей пшеницы и возделывалась еще в Великом Булгаре. Динар очень увлеченно и со знанием дела (его партнеры выращивают полбу), рассказал мне, что полба обладает многими полезными и даже лечебными свойствами.
Действительно, многие диетологи сегодня сходятся во мнении, что нынешний рост заболеваемости, во многом, связан именно с отказом от употребления в пищу таких растений как полба.

Мы говорили о простых вещах, которые делают наш мир лучше, о натуральном мыле без химических добавок, о жизни, которая все более требует от нас вернуться к своим корням, к традиционным видам деятельности.

arslan

Арслан Сигбатуллин и его мама и продюсер Гузель Сигбатуллина

И вдруг по среди беседы (это произошло как-то естественно) Гузель запела и для меня открылась тайна успеха Арслана. Ее редкий талант, ее удивительный голос – вот начало того, что сегодня делает Арслана особенным.

Татарская песня лилась как свежий ручеек наполняя души всех, кто ее слушал. И тут мне вспомнились слова, которые сказала Валентина Талызина слушая Арслана: «Мама, какая молодец у него мама».

Видеосюжеты:

https://www.youtube.com/watch?v=TwgpzqYmRVs

https://www.youtube.com/watch?v=WYMt3mKDVIw

https://www.youtube.com/watch?v=cLKCi-Szyp8

https://www.instagram.com/p/BeKq3TelgjA/

 

Татарские встречи на берегу Персидского залива — одна из самых ярких страниц моей жизни в Объединенных Арабских Эмиратах. Люди, которых я встречал здесь были разных национальностей, и каждый из них оставил в моей жизни свой след, подарив драгоценные минуты дружеского общения. Но в силу каких-то ментальных особенностей, «татарские встречи» (как я их обозначил в заглавии этой статьи), стали для меня знаковыми, словно очертив ареал некого культурного единства

Эти встречи - живая история общения, когда татарскость, проявлялась как некое родство душ, восходящие к общей истории нашего народа, глубинам национального духа.

 

Исмагил Шангареев, Стокгольм, 2020 г. 

Страница 14 из 99