Обновлено:10-03-2024 10:16

Бизнес Финансы Исмагил Шангареев: мошенничество с инвестиционной недвижимостью

Исмагил Шангареев: мошенничество с инвестиционной недвижимостью

Печать

f5

Мошенничество с инвестиционной недвижимостью – благодатная тема. История хранит не мало невероятных случаев, когда мошенник демонстрировал поистине невероятные способностью оценить обстановку и совершить казалось невозможное.

Самым удивительным по своей дерзости была продажа знаменитой на весь мир Эйфелевой Башни.

Изящность этой аферы, заключается в ее неслыханной простоте и талантливой театральности. Автором и главным исполнителем этого удивительного спектакля был некто Виктор Люсинг, который блестяще воспользовался ситуацией, когда в Париже планировался очередной ремонт Эйфелевой башни.

Не затратив много средств на изготовление фальшивых документов на имя чиновника Министерства Почт и Телеграфов, в ведении которого находилась башня, Люсинг послал официальные приглашения самым крупным торговцам железным ломом. Он грамотно обосновал причину продажи Эйфелевойбашни откликнувшимся предпринимателям, выдав «секретную информацию» о том, что городские власти приняли решение утилизировать ее, так как она сильно обветшала и являет собой угрозу для жителей Парижа. Но есть одно обстоятельство, которое покупатели должны учесть при покупке – это общественное мнение, которое в силу привычки будет не на стороне могильщиков символа Парижа. В полной секретности Виктор Люсинг получил чек на баснословную по тем временам сумму, обналичил его и покинул пределы Франции.

Истрия о продаже Эйфелевой башни предваряет цикл статей «Исмагил Шангареев: мошенничество с инвестиционной недвижимостью», в которых раскрывается речь пойдет о том, что недвижимость и иллюзии относительно ее, всегда идут рядом, такова срытая природа этого бизнеса, где всегда немного театра, немного наивности покупателей, немного веры в «благие намерения» судьбы. Реальность отрывается тогда, когда покупатель начинает понимать, что «не все то золото, что не все золото, что блестит».

Это не учел популярный певец Филип Киркоров, который на пике славы отрыл в себе талант в сфереrealestatebusiness, став партнером стал партнером одной крупной строительной компании на побережье Болгарии. Певец вложил не один миллион долларов, чтобы построить крупномасштабный жилой комплекс класса люкс под Бургасом. Фирму под названием «Эмеральд Рисорт» Киркоров делит пополам с болгарским крупным бизнесменом.

Больше того, предприимчивый певец сделал замечательный пиар ход: купил в 2007 году роскошные апартаменты. После этого в Болгарию «переехали»» Лолита Милявская, Борис Моисеев, Надежда Бабкина, Максим Фадеев, Аркадий Укупник, скандальный продюсер Евгений Фридлянд, композитор Ким Брейтбург, Владимир Винокур и многие другие российские знаменитости.  Всех их прельщала сравнительно дешевая цена в сочетании с высокими стандартами жилого комплекса.

f4

В период заселения, которое началось вслед за Филипом Киркоровым, его «Эмеральд», несомненно, и казался и был одним излучших апарт-отелей болгарского побережья.Однако, «не долго музыка играла…», и праздники приобретения сменили суровые будни болгарской реальности. Помню в советское время ходила поговорка: «Курица не птица, Болгария не заграница». Вхождение в Евросоюз не гарантия мгновенного обретения европейских стандартов жизни. Первое, что неприятно удивило владельцев элитной недвижимости, это амбре со свинофермы, которая (как оказывается) располагалась в двух шагах от элитного комплекса.Ну ладно бы только запах, отходы свинофермы, сливались неподалеку - прямо в море, делая элитный пляж мало привлекательным для купания.

Но нашего человека так легко не возьмешь: писали, звонили, жаловались и законы Евросоюза все же относительно помогли. Все водостоки со свинофермывывели на два километра от Солнечного берега, но свиноферма осталась на месте, продолжая «радовать» жильцов элитного комплекса.

Но дальше больше. Выяснилось, что комплекс незаконно построен на территории, которая принадлежит пионерскому лагерю. Как вспоминала Лолита Милявская «Лагерь по закону о реституции выиграл все суды. И управляющая компания, конечно, нам об этом не сказала. Видимо, пионерский лагерь теперь может приводить пионеров в наш бассейн. Они имеют на это право, это их земля. Мы просто купили воздух, без канализации и без земли. Разговаривала вчера с Филиппом Киркоровым, он тоже возмущен. Будем вместе думать, как выбираться из этой передряги».

Однако, думаю, что, и Лолита, и остальные звездные жильцы к тому времени уже поняли, что Киркоров ситуацией не владеет и решения не принимает. Он такой же бесправный русский, как и они, хотя по национальности болгарин и в какой-то степени совладелец всего это кошмара.

И вполне закономерно выглядит, что через некоторое время жильцам выставили баснословные суммы за коммунальное обслуживание. Это уже было наглое мошенничество в исполнении управляющей компании. Лолиту, например, попросили оплатить счет в 7000 евро за чистку бассейна. Больше того, та же Лолита поделилась с «КП» новой бедой. Теперь во всем доме отключили электричество и канализацию. Что делать со своими звездными метрами, пока не знает ни Лолита, ни ее коллеги, которые, естественно возмущались тем, что оказались жертвами наглого мошенничества.

И как следствие всего этого противостояния в элитном комплексеначалась неприкрытая русофобия. И как это не раз случилось в советское время, начали раздаваться националистические лозунги: «Убирайтесь вон. Болгария для болгар». Правда, то же самое заявили и англичанам, но это мало меняет суть, показывая, чтоrealestatebusiness по-болгарскине имеет никакого отношения к высоким стандартам жизни Евросоюза.

Статья из цикла «Исмагил Шангареев: мошенничество с инвестиционной недвижимостью»

 

f3

 

В комплексе вслед за Лолитой купили квартиры Надежда Бабкина, Максим Фадеев, продюсер Евгений Фридлянд и Филипп Киркоров.

 

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26827.3/3866007/

 

- Управляющая компания говорит, что среди наших граждан много неплательщиков - примерно 70 процентов, - рассказала нам певица. - И это правда. Жильцы перестали оплачивать свет и воду, протестуя против воровства компании, которая выставляла огромные счета за «коммуналку», хотя в договоре была обозначена совсем иная квартплата. Комплекс становился все хуже и хуже, а денег они хотели больше и больше. Доходило до того, что дельцы сдавали квартиры туристам, а плату за их коммунальные расходы вешали на нас. Я, правда, отношусь к тем, кто каждый год оплачивает все счета.

 

- Если вы платили, почему у вас тоже отключили свет и воду?

 

- Нас таких 30 процентов, кто заплатил. Но есть люди, которые годами не платят. Мы умоляли их погасить счета, чтобы не подвергать неудобствам других жильцов. Но нас никто не слушал. А управляющая компания предложила нам, собственникам, за 900 тысяч евро выкупить узлы, отвечающие за подачу воды, света и канализации.

 

 

«Мы заплатили за воздух»Разъяренные звезды грозят обратиться в суд и призвать к ответу нерадивую компанию, владеющую "Эмеральдом". В ответ болгарские владельцы комплекса лишь разводят руками и толкуют что-то о "четырех этапах строительства"... В общем, дело, как говорится, пахнет керосином! "Зачинщиком" начавшейся моды по приобретению элитных квартир в болгарском "Эмеральде" был в свое время Филипп Киркоров.

 

 

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/25700.4/902239/

 

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/d.aily/26827.3/3866007/

— Может, продать квартиру, пока не поздно?

— За копейки? Недвижимость в Болгарии и так уже в два раза подешевела. Да и кто купит квартиру без канализации и света? Но мы еще поборемся. На то мы и русские, чтобы не сдаваться.

https://lgz.ru/article/4-6769-27-01-2021/slovami-molyus-i-greshu/?fbclid=IwAR1kZKSiUIdCXscf33-oK2YT3jFpUfR1lu08zz6m964ENgoxpKj36OPPGqA

Потеря мечети в Ростове-на-Дону

 

В 1951 году скончался муфтий ДУМЕС Габдрахман Расули. Выборы нового муфтия затянулись почти на год и только в 1952 году на эту должность был избран Шакир б. Шейхулислам Хиялетдинов (1890-1975). Известно, что до революции Хиялетдинов учился в г. Троицке в медресе Расулийа, основанном Зайнуллой ишаном – отцом Габдрахмана Расули, а позднее находился в медресе села Иж-Буби Вятской губернии. Шакир Хиялетдинов окончил обучение в медресе в 1910-е гг. и затем в течение нескольких десятилетий служил имамом в казахских степях. В 1930е годы Хиялетдинов сумел избежать репрессий, поскольку сменил род деятельности: он стал бухгалтером. Тем не менее, когда в 1943 г. был создан среднеазиатский муфтият (САДУМ) с центром в Ташкенте[1], Хиялетдинов стал работать там по той же бухгалтерской специальности. На фотографии того же года среди участников встречи исламских лидеров в Ташкенте мы видим и Хиялетдинова.[2] Скорее всего, Расули и Хиялетдинов были знакомы по медресе в Троицке и сохраняли связь в последующие годы. За годы нахождения в аппарате САДУМ Хиялетдинов сблизился с муфтиями Бабахановыми. Возможно, именно эта связь сыграла роль в назначении Хиялетдинова муфтием.

Первые годы пребывания Хиялетдинова в должности муфтия ДУМЕС совпали с послесталинской “оттепелью”: в 1954 и 1958 гг. были восстановлены десятки мечетей и молельных домов. Положительно повлияло на положение советских мусульман и сближение советского руководства со лидерами стран Ближнего Востока. Руководители Духовных управлений выступали в качестве акторов «народной» дипломатии – создавали положительный образ СССР для зарубежной мусульманской аудитории.

В крупных городах, где находились международные представительства (посольства, консульства, иностранные студенты и рабочие) действовали возведенные еще до революции мечети. В Москве такая мечеть действовала на проспекте Мира[3]. В 1956 г. в Ленинграде Соборная мечеть была отремонтирована для приеме иностранных делегаций[4]. В Казани и Уфе также соборные мечети были важным пунктом в туристическом маршруте для почетных гостей из Азии и Африки. После этих городов следовали Горький (Нижний Новгород), Куйбышев (Самара), Ростов-на-Дону, Омск, Астрахань, где также были значительные мусульманские общины и официально действовали мечети. В Ростове имамом мечети стал Каляметдин Шангареев.

В1861 г. началось строительство Северо-Кавказской железной дороги, которая должны была связать Цетральную Россию и ее столицы с южными регионами империи.Наличие рабочих мест, а также возможность хорошо заработать привлекали татар, в основном из Центральных губерний Российской империи (Тамбовская, Пензенская, Рязанская губернии[5]. Постепенно в Ростове-на-Дону появлялись татарские мусульманские районы: на Большом проспекте (ныне Ворошиловский проспект), в доме Розанованаходился мусульманский молельный дом, который возглавил Ярулла Бигеев, а затем его сынМухаммад-Захир[6]. Другой его сын – Муса Бигеев, стал признанным в мусульманском мире интеллектуалом[1], однако его судьба была мало связана с Ростовом, он покинул город после окончания местного реального училищав середине 1880-х годов. Татарская слобода граничила с Собачьим хутором, который распологался от современной улицы Красноармейской до ипподрома. Севернее располагались татарские дворы, на севере они упирались в мусульманское кладбище, существующее по сей день. На южной границе послелка – на улице Скобелевской (современная ул. Красноармейская) в 1906 г. началось строительство каменной мечети и завершилось лишь около 1914 г.

 

f2

Рис. 9. Соборная мечеть в Ростове-на-Дону. Снимок 1918 г.[7]

 

После установления советской властив регионе мечеть продолжала действовать и была закрыта тольков 1937 г.[8]Впериод войны Ростов был оккупирован немцами вплоть до февраля 1943 г. Оккупационная администрация инструментализировала религиозную политику с целью мобилизовать недовольство верующих советской властью. Оставшиеся в городе мусульмане вновь стали проводить в мечети  пятничные проповеди и праздники. Предположительно,деятельность мечети находилась под юрисдикцией Крымского муфтията, восстановленного в 1942 г.под контролем министерства восточных оккупированных территорий[9].

Мечеть осталась за мусульманами и после освобождения города советскими войсками и возвращения советских учреждений в 1943 г. В октябре 1944 г. мусульмане обратились к уполномоченному СДРК по Ростовской областис просьбой зарегистрировать их как религиознуюобщину, на что было дан положительный ответ[10]. Первым имамом вдекабре 1944 г.был зарегистрирован Ахмаджанб. ХусаинЯлышев (1873-1949)[11]. Однако уже в 1945 г.члены общины обращаются в Центральное Духовное управление мусульман в Уфеи  уполномоченному СДРК спросьбой о снятии его с поста имама. Согласнописьму мухтасибаи члена Духовного управленияКыяметдинаКадырова (ок. 1882 – ок. 1953)[12], причиной ихнедовольства были«малая грамотность, пожилой возрастимягкостьхарактера».Осенью 1945 годав Ростов-на-Дону, с целью разобраться в причинах конфликта между имамом и общиной,был командирован представитель ЦДУМмухтасибЯруллла Юсупов, и на основе его наблюдений в муфтияте было принято решение не обострять конфликт и прислать нового имама[13]. Вот, что писал об этой ситуацииКыяметдин Кадыров:

 

«При приезде в ЦДУМ муллы Вашего города Ялышева Ахметзяна в г. Уфу, я также был там. Из беседы с Ялышевым выяснилось, что в Ростове есть недовольные им и даже обижающие его из среды верующих мусульман.В 1945 г. ЦДУМ желая прекратить существующее недовольство среди верующих мусульман направляло туда члена управления Юсупова Яруллу. Однако ввиду слабости своего характера и за недостаточностью своего образования, а также за бессильностью против своих противников Ялышева, до сего времени существуют разногласия и недовольство.В целях успокоения мусульман г. Ростова и для защиты престарелого муллы Ялышева, во избежание его снятия с должности на старости лет, ЦУ направляет в Ваше распоряжение и на Ваше усмотрение муллу, заслуженного учителя Биккинина Фатыха: Биккинин Фатых на прежних местах службы признан хорошим работником, окончил высшее духовное мусульманское училище»[14].

 

В марте 1947 г. по направлению ЦДУМ Фатих б. Сафа Биккинин прибыл в Ростов для работы имамом,[15] а в 1953 г. его сменил Кыяметдин Кадыров[16]. Новый имам ростовской общины обладал авторитетом, выходившим далеко за пределы местной общины, активно участвовал в международной политике советского государства.Его приезд в Ростов-на-Дону также должен был подтвердить высокий статус местной общиныи внимание со стороны ДУМЕС[17] и государственных органов.

В Ростове имам Кадыров инициировал ремонт здания мечети и обратился к уполномоченномуСДРК с просьбой дать адреса мусульман, чтобы начать сбор средств на ремонт:

Заявление

 

Ростовской соборной мечети требуется капитальный ремонт. Для проведения указанного ремонта требуется средства, которых в наличии в кассе приходского совета имеется не в достаточной сумме.

В связи с этим нам необходимо произвести статистический учет верующих мусульман г. Ростова на Дону путем обхода всех квартир и с согласия их-же и решения общего собрания верующих мусульман произвести сбор средств путем добровольного пожертвования кто сколько может в пользу соборной мечети.

Для проведения указанного мероприятия нам необходимопровести общее собрание верующих мусульман и избрать новый состав приходского совета при соборной мечети и избрать актив (авторитетную комиссию) в составе 20-ки, к которому мог-бы расположиться новый состав приходского совета для сбора средств от добровольного пожертвования и для проведения необходимого ремонта соборной мечети. На основании вышеизложенного прошу вашего разрешения провести общее собрание 4-го июля 1953 г. в 17 часов по Московскому времени при соборной мечети.

К. Кадыров[18]

 

Это заявление было одобрено уполномоченным и начался процесс сбора денег на ремонт мечети, однако уже в августе того же годаКадыров был вынужден вернутьсяв Казань из-за болезни[19]. Похоже, что вскоре он скончался.

Следующим имамом был назначен Абдулгазизб. СибгатуллаМуртазин (род. 1885)[20]. С 22 мая 1954 г. он исполнял обязанности имама и этот период был связан с ремонтом мечети, инициированным еще Кадыровым. Однако, пребывание Муртазина в Ростове также оказалось недолгим, вноябре 1956 годаонвернулся в Оренбург и стал имамом вместо переведенного в Омск Фарука Шарафутдинова (род. 1891)[21]. Итак, всего за 12 лет в ростовской мечети сменились четыре имама, все они были воспитаны в дореволюционных медресе. Частая смена имамов могла быть связана с тем, что в мечетях были часты конфликты за власть[22]. По разным причинам мусульмане Ростова в очередной раз остались без имама и опять обратились в ДУМЕС с просьбой прислать нового имама.

В ноябре 1956г. опять же из Чкаловской области (предыдущий имам Муртазин происходил оттуда) в Ростов-на-Дону по направлению из ДУМЕС для исполнения обязанностей имамаприбыл КаляметдинШангареев. Согласно регистрационной карточке из архива уполномоченного СДРК по Ростовской области, стаж Шангареева как имама начался 4 декабря 1956 года именно здесь[23]. Традиционно, община предоставляла имаму жилье вблизи мечети, поэтому Каляметдин хазрат и его большая семья поселились в доме на улицеЛермонтовской д. 143, недалеко от мечети имусульманского кладбища на улицеТекучева, где Шангарееву приходилось часто бывать для исполнения похоронных обрядов. В ноябре 1958 г. в письме своемудругу Ахлютдину Шангареев писал, что в Ростове ему нравится[24]. Однакоархивныематериалы показывают, чтов последующие годы в жизниШангареева и местныхмусульман происходили трагическиесобытия.

В 1958 г.начался новый витокантирелигиозной кампании: партия призывала бороться с суевериями и религией как пережитками прошлого. Органы советской власти стали реализовывать эти призывы на местах: перестали регистрироватьновые общины, уже действующиеобщиныбыли сильно ограниченыв правах, из собственности мусульман изымались мечети и молельные дома, некоторые вообще разрушались[25]. В Ростове-на-Донупротив мусульман оказалась еще и армия. В послевоенныегоды мечеть оказалась окружена воинской частью Северо-Кавказского военного округа и формально находилась на ее территории.Военное руководство не желаловидеть на территории военной частипосторонних, поэтому инициаровало выселение мусульман из мечети. Желание военныхподдержали и местныеорганы исполнительной власти:еще в 1956 г. было приняторешение передачи здания военным, однако оно было отменено решением СДРК в Москве[26]. Тем не менее, попытки властей и военных заполучить мечеть продолжались. Среди архивныхматериалов нами было обнаружено обращение мусульман следующего содержания:

 

«Мы, нижеподписавшиеся прихожане мусульманской мечети г. Ростов на Дону настоящий акт составили в том, что 5 июня 1959 г. в 12 часов дня во время богослужения мусульман-прихожан гр. Фаттахов Ришат совершил поступок недостойный офицера Советской Армии – надругался над религиознымичувствами мусульман-прихожан. Начал раскидывать ногами снятую обувь прихожан, которая находилась в коридоре, несмотря на присутствие находящихся тут же прихожан. Кроме того, неоднократно угрожал тем, что у входа привяжет собаку и не будет подпускать мусульман до богослужения. Оскорбляет также нашего муллу и его семью, не исключая и малолетних детей, а также и выбранного нами председателя приходской мечети».[27]

 

Многочисленные обращения мусульман к властям оставались без внимания, а в 1961 г. было принято окончательноерешение: мусульман буквально выгнали из мечети. В отчаянии мусульмане решили обратиться с просьбой о возвращении мечети к Председателю Совета Министров СССР НикитеХрущеву[28]:

 

«В 1904 г. граждане мусульманского вероисповедания, проживающие в г. Ростове-на-Дону построили специальное восточной архитектуры молитвенное здание, в настоящее время зарегистрированное под №104 по ул. Красноармейской.

С того времени граждане мусульманского вероисповедания, не допуская никаких других служб, обрядов и действий, запрещенных законом.

В настоящее время мусульманское население в г. Ростове-на-Дону составляет около 12 тысяч человек, из них около 3 тысяч являются членами нашей общины.

В мае месяце 1961 г. Кировский исполком г. Ростов-на-Дону без всяких на то оснований, не считаясь с мнением 3 тысяч человек нашей общины, изъяло наше здание.

Вызывает удивление, как это было сделано.

31 мая 1961 г. старосту общины вызвали в исполком, где ему объявили, что хотят представители власти осмотреть мечеть.

Прибыли в мечеть, осмотрели, силой отобрали у старосты ключи и пока мы ходили к уполномоченному по религиозным культам, все наше имущество сброшенное, вырванное со своих мест было навалом наложено на машину и выброшено в сарай[29], отведенный нам якобы вместо отнятого здания.

Такие действия органов власти недопустимы, т.к. конституцией СССР гарантирована свобода вероисповедания, а в Ростовскойобласти и в областях средней полосы и в областях, расположенных к югу у граждан мусульманского вероисповедания нет здания, где бы они могли совершать религиозные обряды.

Обращаем ваше внимание на то, что здание, о котором идет речь, построено специально мусульманами для совершения религиозных обрядов, в восточном архитектурном стиле, и странно желание Кировского исполкома единственное здание куда приходят верующие мусульмане из многих областей использовать для каких-то других целей.

Местные органы власти в течение 43 лет никогда не делали нам никаких замечаний по поводу проведения нами религиозных обрядов, т.к. нами строго соблюдались все правила о культах.

Просим рассмотреть нашу жалобу и принести необходимое ходатайство органам власти о возвращении нам здания для отправления религиозных обрядов.

8 июня, 1961 г.»[30]

 

В июне того же года имам Шангареев отправился в Уфу на очередной пленум ДУМЕС, где также обсудилс руководством муфтиятаситуацию с выселением мусульман из мечети[31]. Однако, в ответ было передано лишь письмо-обращение мухтасиба Камаретдина Салихова к мусульманам Ростова, в котором он призывал повиноваться действиям властей:

 

«Дорогие и уважаемые мусульмане Ростова! Передаю каждому из вас искренний привет: Мир Вам, благословение Аллаха и его благодать! У нас, мусульман, единая задача – верить в единственность Аллаха, все наши поступки происходят только с его желания, Какие бы дела не приходилось делаль людям, Аллах послал им эти задания лишь для их пользы.

Ростовская мечеть была большой, а в пятничную молитву приходило мало людей, пятивременный намаз вообще не читался, … Аллах это видел и знал.

Также это увидели и узнали люди государства… пусть поклонения делают… изъятие этой мечети и переезд в другое здание сделано в соответсвии с законами государства. Аллах в священном Коране: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди них», Держа в памяти этот аят повинуйтесь воле Аллаха, следуйте законам государства, не шумите и не говорите пустых слов, В этом, данном по воле Аллаха, помещении спокойно соблюдайте нравственность, любовь и поклонение, потому что если вы будете исполнять поклонение с любовью иискренностью, где бы вы ни исполняли поклонение, Аллах высоко оценит такое поклонение в сооветсвиии с намерением, одарит высокой наградой –раем.

То, что дает людям вознаграждение не место, а нравственность и поклонение. Поэтому, дорогие мусульмане, прошуВас:

Вместо прежней мечети, по воле Аллаха Вам дали другую мечеть, поэтому с любовью, миром и спокойствием, поддерживая между собой хорошие отношения поклоняйтесь Аллаху, и Ваши дела будут приняты Им. «А кто боится Аллаха, тому устроит он исход и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает»: Тех, кто следует повелениям Аллаха, он удаляет от трудностей, одаривает щедротой, которую не ожидали».

О Аллах, сделай согласие их спутником и направь их прямым путем, амин».

Имам-хатыйб города Москвы и мухтасиб Камретдин б. Багаутдин Салихи 20 июня 1961 года»[32].

 

Муфтий и другие члены муфтията знали о сложившейся в Ростове-на-Дону ситуации, однако не смогли решить или не имели полномочий для решения этого вопроса в пользу мусульман. Понимая, что ожидать поддержки от муфтията не стоит, мусульмане продолжали обращаться к властям. Мусульмане Ростова-на-Дону обратились в главное советское учреждение, контролировавшее религиозную политику – СДРК. 6 июля 1961 г. председатель (мутавали) исламской общины г. Ростов-на-Дону Хусаин Шамидуллович Сюняков рассказал в Москве о проблемах мусульман и о конфликте между верующими и местными властями по поводу здания мечети. В ответ на это представитель СДРК заявил Сюняеву, что «здание мечети является государственной собственностью, поэтому местные органы государственной власти с согласия Совета могут забрать это здание и использовать его под другие цели»[33].

Давление на мусульманскую общину и в частностинаимама Шангареева продолжилось через провоцирование властями конфликтов внутри мусульманской общины. Характерными для советской религиозной жизни были постоянныеконфликты между имамами и «двадцатками»,  административно-хозяйственными структурами, в которые, как правило, входили активные в жизни общины верующие. Состав и руководство этих групп согласовывались с СДРК, а также органамиместной власти – исполкомами. В поздний советский период именно жалобы и доносы на имамов стали одним из важных инструментов контроля государства над верующим. Как правило, жалобы оформлялись от имени верующих, членов «двадцатки» или исполнительного органа мечети, но еще чаще анонимно. В жалобах упоминались разные недостатки имамов, нередко в связи с якобы нелегальными доходами, но встречались и обвинения в антисоветской пропаганде, что могло уже грозить серьезными последствиями для обвиняемого[34]. Авторы текстов требовали «принять меры» в отношении обвиняемых имамов. Как правило, это означало снятие с регистрации, т.е. лишение должности имама. Жалобы составлялись и направлялись на имя уполномоченного СДРК, в компетенции которого был контроль за профессиональными религиозными деятелями. Такие материалы сохранились в архиве СДРК:

 

«Тов. председатель!

Вы нас извините за беспокойство, но мы обращаться к вам с просьбой помочь нам. Мы все члены двадцаткимечети убедительно просим принять меры и пресечь татарского муллу Шангареева, с которым мы ничего не можем сами сделать.  Он нас так запугал и одурачил всякими небылицами, что мы уже стали дураками. И сколько это может продолжаться?

Если дома кто-либо поругается, например, отец с дочерью или сын с родителями приходит в мечеть рассказывает мулле, он сразу вносит предложение давайте проклянем, и мы как дураки садимся на колени протягиваем руки и начинаем проклинать, а если кто-либо скажет, что все-таки это нехорошо, то он начинает оскорблять этого человека и не смотрит, что этот человек намного старше его.

Он вообще привык всех обманывать. Вызвали в райфо[35]с книжкой в которой пишется доход и расход кто, он взял поддельную книжку, в которой прихода почти нет.

Он всем плачет, что он живет на одну зарплату и больше никакого дохода, ему верят, потом приходит и смеется, что мол там сидят дураки и дармоеды, и их можно провести как хочешь. А на самом деле он имеет каждый месяц кроме зарплаты 50-60 рублей новыми деньгами, а их … 6 тысяч новыми деньгами. Если б он жил на одну зарплату, то он не купил бы два дома. Один дом на дочку подписал, она сейчас там живет, и в другом доме держит квартирантов и получает с них большие деньги, а сам занимает наш общественный флигель, который находится во дворе мечети. никак мы его не можем выселить. Еще у нас есть один Усман … который во всем подражает мулле и вместе с муллой всегда в мечети до молебни ведет ненужный разговор и оскорбляет партию и правительство, агитирует против наших, т.е. рабочих законов. Извините за беспокойство, примите меры.

 

Члены двадцатки.

22/4. 1961»[36]

 

или другой пример:

 

«Прошу вас принять меры над ростовским имамом, который 3/6 1962 г. у меня на поминках отца оскорблял нашего Абдулькина Хусаина и Юсупова всякими не хорошими словами каких слов я не слышала в своей жизни от отца, покойника ни от мужа и соседей, откуда только он берет такие нецензурные слова. Который должен дать пример молодым, и неграмотным старикам, а он наоборот оскорбляет. Я написала в Уфу, просила их разъяснить их на татарском языке эти слова что обозначают … Иблис, Мнафик, а оные не ответили, а мое письмо послали мулле, а мулла пришел со мной ругаться зачем я послал в Уфу письмо. Жаль, что я была на работе, когда он приходил. Я прошу вас принять меры строже над муллой. Я сама работаю на з-д РСМ. 24/7 1962»[37].

 

Вероятно, эта жалоба наложилась на общую ситуацию с общиной и могла быть использована для устранения неугодного им имама. Если проследить последующие тексты, циркулировавшие внутри СДРК, то окажется, что формальными причинами снятия Шангареева с регистрации являются именно упомянутыеаспекты: «…вмешивался в личные семейные дела верующих и членов их семей, нежелающих соблюдать религиозные обряды. Были также выявлены случаи, когда Шангареев и его жена кроме зарплаты осуществляли дополнительные поборы с верующих…»[38].

Также этот сюжет дает намвозможностьпредставить работу самого СДРК: указанная характеристикабыла составлена уполномоченным СДРК по Ростовской областиЕндаковыми была направлена позже в Казань и Пермь, где Шангареев устраивался на работу имамом (рис. 10).Вероятно, сотрудники СДРК в разных областях не вели между собой дополнительную переписку или телефонные разговоры, раз не указаны иные мотивы и причины. Действительно, структура СДРК предстает довольно централизованной, уполномоченные были связаны с Москвой, тогда как горизонтальные связи между самими уполномоченными в регионах ограничивались эпизодической служебной перепиской, за исключением разве что уполномоченного по Башкирской АССР, который патронировал также муфтияти давал «рекомендации» муфтию. Почему жеобвинения в адрес имама Шангареева были приняты уполномоченным всерьез? Всегда ли он реагировал на подобные заявления верующих?

После войны между властью и имамами сложились циничные, но взаимовыгодные отношения. Между сторонамисложился своеобразный договор об обязательствах. Зачастую, это выражалось в ослаблении контроля за дополнительными доходами: например, посещение религиозных собраний или сбор приношений. Для контролирующих органов было очевидно, что это часть профессиональной жизни имамов, но информация о такой деятельности, подкрепленная документальнов форме жалобы о поборах, могла стать основанием для шантажа или увольнения имама.

f

Рис. 10. Справка о регистрации Каляметдина Шангареева служитем культа[39]

 

Каждый год уполномоченный СДРК получал жалобы на имама, однако во многих случаях он не придавал большого значения этим текстам, поскольку было ясно, что они – проявление конфликтов между отдельными людьми. Для уполномоченного не было секретом, что имам Шангареев посещает верующих дома, чтобы проводить обряды. Другим поводом для жалоб на имама стал имущественный вопрос: вскоре после своего приезда в город имам Шангареев самостоятельно сделал пристрой к зданию мечети, в котором он и жил. Чтобы выселить его, некоторые прихожане обвинили его в самовольном занятии общественной постройки. Дело даже рассматривалось в местном суде, но было доказано, что имам Шангареев имеет полное право на этот флигель[40].

Годы работы Каляметдина Шангареева имамом в г. Ростове-на-Дону совпали со стремлением государства ускорить «отмирание» религии. Это выражалось в закрытии культовых зданий, дополнительных налогах в отношении религиозных деятелей, в контроле государственных и общественных организаций над личной жизнью советских граждан. Все эти действия были направлены на формирование «правильного» мировоззрения советского человека – веры в науку, а следовательно веры в коммунизм. Главное отличие антирелигиозной кампании 1950-1960х гг. от гонений сталинской эпохи заключается в том, что если ранее необходимость борьбы с религией объяснялась через классовую борьбу рабочих против поддерживающих буржуазию религиозных деятелей, то в послевоенный период главным аргументом против религии служила наука. Советские ученые массово издавали литературу о том, что современное общество не нуждается в религии, «превратно» представляющей мир.

Помимо того, что на всем советском пространстве в те годы проводилась антирелигиозная кампания, в июне 1962 г.в соседнем Новочеркасске произошли выступления рабочих, которые завершились через несколько дней вводом войск, расстрелом демонстрации, а также массовыми арестами. По одной из версий, Шангарееввыступил с осуждением действий властей[41]. Шангареев был снят с должности имама, а мусульманская община была окончательно вытеснена на окраину города, в молельный дом на улицеТуркестанской. В последующие годы во главе мусульманской общины Ростова-на-Донустояли молодые имамыФайзрахман Саттаров,Абубакар Бикмаев, Джагфар Бикмаев –  все они получили образование в медресе Мир-и ‘Араб в Бухаре (УзССР) в 1960-70е гг. Им так и не удалось добиться возвращения исторической мечети на улицеКрасноармейской и долгие годы мусульмане продолжали ютиться в частном молельном доме на ул. Туркестанской, где и по сей день располагается Духовное управление мусульман Ростовской области.

 [1] Косач Г. Шангареев Исмагил Калямутдинович // Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. Д.З. Хайретдинов. М.: Издательский дом «Медина», 2009.С. 409.

[1] Об Исмагиле Муштариеве см. Миннуллин И.Р. Ислам в Татарстане: энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. Д.В. Мухетдинов. М.: Издательскийдом «Медина», 2017.С. 181.

[1] Luehrmann S. Religion In Secular Archives: Soviet Atheism And Historical Knowledge. Oxford University Press. 2015. P. 55. Здесьошибочно – «КаримШангареев».

 


[1]Обисторииэтогоучреждениясм.: Eren Tasar, Soviet and Muslim: Institutionalization of Islam in Central Asia, 1943-1991 (Oxford Univerity Press, 2018).

[2] Образование ДУМ Средней Азии (САДУМ) // ИД Медина: Электронный ресурс: URL: http://www.idmedina.ru/ussr/?1113. [Дата обращения: 22.11.2018].  Хиялетдинов – пятый слева. Справа от него муфтий САДУМ Эшон Бабаханов, слева – муфтий ЦДУМ Габдерахман Расули.

[3] Асадуллин Ф.А. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность. М.: ИВ РАН, 2015. С.112-132; Зарипов И.А., Сафаров М.А. Ахметзян Мустафин: из истории ислама в СССР. М.: ИД «Медина», 2017. С. 89-114.

[4] Беккин Р.И. Тагирджанова А.Н. Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель. Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях. М.-СПб.: Институт Африки РАН; 2016.

[5] Большую часть переселенцев составляли татары из Пензенской губернии, в основном из деревень Кикино, Кобылкино, Кутеевка, Мочалейка, Телятино, Решетино (тат.: алты авыл –шесть деревень).

[6] Ярулла Бигеев учился вмедресе в Кикино у местного шейха Хабибуллы хазрата.Мухаммад-Захир Бигеев (1870-1902) учился в медресе Касымия в Казани и после его окончанияв 1891 г. стал имамом ростовской общины. В 1902г. онпогиб при невыясненных обстоятельствах.

[7]Фотографиябыласделанавмае 1918 годанеизвестнымнемецкимвоеннымфотографомивошлавальбом«Der Vormarsch der Flieger Abteilung 27 in der Ukraine». Источник: Central University Libraries, Southern Methodist University. Дата обращения: 29.09.2017

[8] История соборной мечети г. Ростова-на-Дону на ул. Красноармейской 95 (97) // Ростовский берег. Сайт истории донского края. Электронный ресурс URL: http://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/istorija_sobornoj_mecheti_g_rostova_na_donu_na_ul_krasnoarmejskoj_95_97/1-1-0-451 [дата обращения: 21.11.2018]

[9] D. Motadel. Islam and Nazi Germany’s War (The Belknap Press of Harvard University Press, 2014), 166-173.

[10]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6.Д. 25. Л. 7.

[11]Там же. Л. 1. ХусаинЯлышев (1873-1949) – родился в дер. Митрялы Темниковского уезда, Тамбовской губернии. В 1894 году окончил медресе и до 1898 года служил имамом,с 1898 по 1923 гг. работал там же учителем татарского языка. В 1925 году стал работать в сельской пожарной бригаде. В 1930 году переехал в Ростов-на-Дону и работал в качестве охранника в одной из артелей до 1942 года. Хабибулла б. Хасаин Ялышев – был ресторатором в дореволюционном Санкт-Петербурге.

[12]Бустанов А.Б., Миннуллин И.Р. Кадыров, Киям Кадырович // Ислам в Татарстане: энциклопедическийсловарь. – Москва: ИД «Медина», 2017. С. 112-113; Исламская поэзия в эпоху Сталина: Сборник стихов Кыяметдина ал-Кадыйри / изд. А.К. Бустанов; науч. ред. И.Г. Гумеров. – Казань: Институт истории АН РТ, 2018.

[13]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6.Д. 25. Л. 24.

[14]Там же. Л. 40.

[15]Там же. Л. 20 (сведения из анкеты служителя культа). Фатих б. Сафа Биккинин - родился в дер. Черемшан Больше-Тоябинской волости Тетюшского уезда Казанской губернии (современный Апастовский район РТ). В 1888-1892 гг. учился в земской школе, а затем поступил в казанское медресе «Мухаммадия», которое окончил в 1900 году. Здесь же до 1906 г. оставался мударрисом. После этого Биккинин стал имамом в дер. Биябаш (совр. Апастовский район). В 1930 году он уехал в город Хиву (УзССР), где работал учителем до 1945 г.

[16]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6.Д. 25. Л. 1.

[17] В 1948 году ЦДУМ был переименован в Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (ДУМЕС).

[18]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6.Д. 25. Л. 78.

[19]Там же. Л. 80.

[20]Абдулгазизб. СибгатуллаМуртазин (род. 1885) – родился в дер.Шишма Саракамышского уездаОренбургской губернии. В 1909 г. окончил медресе Галия в г. Уфе и был назначен имамом в деревнеАлабайтальское (Уфимская губерния). Там же оноткрыл медресе, в котором сам и преподавал. В 1930 году из-за опасности репрессий он уехал в Среднюю Азию, где пробыл до 1945 г., после чего переехал в Казань. В 1950-е годы его предлагали в качестве имама в мечеть г. Чкалов (Оренбург), однако местный уполномоченный отклонил его кандидатуру. Амелин, В. В. Религии Оренбургского края: систематическое описание. Т. 3: Ислам. Иудаизм. Бахаизм. Индуизм. Буддизм. Новые религиозные движения. Оренбург, 2015. С. 58.

[21]Там же. С. 62. Шарафутдинов был близок с Кадыровым и одно время служил имамом в мечети г. Чистополь в Татарстане.

[22] Бустанов А.К. Ссора по-исламски: жалобы и анонимки советских мусульман // Islamology. Journal for Studies of Islam and Muslim Societies. 7.2 (2017), 127-149.

[23]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6, Д. 25. Л. 1.

[24]Письмо № 63. Ахлетдину из Бугуруслана. Ростов, 11.11.1958 (личный архив К. Шангареева).

[25] Ro’i Y. Islam and the Soviet State. From World War II to Perestroika. (NY: Columbia University Press. 2000), 205-214.

[26]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 25. Л. 90.

[27]Там же. Л.157

[28]Там же. Л.193.

[29] Имеется в виду здание на ул. Кузнецова.

[30]Там же. Л. 193.

[31]Там же. Л. 188.

[32]ГАРО. Ф.Р-4173. Оп.6. Д.25. Л.200. Татарский текст оригинала: «Кадерле һәмхөрмәтле Ростов шәһәрендә яшәүче мөселман кардәшләр! Һәммәгез(г)әчын күңелдән ислам сәламен ирештереп, әс-сәламүгаләйкүм вә рәхмәтуллаһивә бәрәкәтүһү. Без мөселманнарның игътикадымыз бер; бер Аллаһының барлыгына ышанып, бөтен эшләр шул  жәлләҗәлаләнең теләге белән генә булуын калбемез(г)әберкетеп, ныгытып, Аллаһ сөбхәнәһүвә тәгалә бәндәләренә нинди генә эшләр эшләсә дә, шул бәндәләренең файдасы өчен дип уйлау һәмбелү. Ростов мәсҗиде зур мәсҗид иде, җомгаларда гыйбадәт кылучылары аз иде, биш вакыт намаз бөтенләйукылмый иде, галим әс-сирвәл-хафият булган Аллаһҗәлләҗәлаләмоны күрде һәмбелде. Шулай ук хөкүмәтемезнең кешеләре дә күрделәр, белделәр дә, мәсҗиткә … карап үзләренәгыйбадәт кылсыннар өчен мөнасыйп бәрабәренәбирде… бу мәсҗидебезнең алынуы аның урынына икенче бер бинаныңбирелүе бухөкеме хөкүмәтемезнең кануны-законы белән эшләнде. АллаһҗәлләжәлаләмезКоръән Кәримендә أَطیعُوا الرَّسُولَ وَ أُولِی الْأَمْرِ مِنْکُمдип Аллаһ үзенә һәмПәйгамбәренә шулай ук эш башындагы кешеләргә буйсынырга,итәгать кылырга куша. Шушы аятекәримәне истә тотып Аллаһның хөкеменә разый булып, хөкүмәтканунынабуйсынып, шауламый, юксүзләр сөйләми, Аллаһтарафыннан бирелгән шушы бинадатыныч әхлак, кәмал мәхәббәт белән гыйбадат кылыгыз, чөнки кәмал мәхәббәт, ихласлык белән гыйбадәт кылсагыз, кайда гына гыйбадәт кылсагыз да, Аллаһсөбхәнәһүвә тәгалә ул гыйбадәткә зур бәһа биреп, ниятегез(г)әкарап, бөек нигъмәт – җәннәт нигъмәте белән хөрмәтләр. Кешеләрне әҗер-савапка ирештергән нәрсә–урын түгел, бәлки әхлак, /200б/ гыйбадәт. Шуңаркүрә сезгазиз мөселман карындашлардан үтенәмен: мәсҗид урынына Аллаһтарафыннан бирелгән мәсҗидне Аллаһның мәсжиде диеп мәхәббәт, дустлык, тынычлык нигезендә бер-берегез белән яхшы мөгамәләбулып, Аллаһның ризалыгын өмет итеп гыйбадәт кылыгыз. Аллаһихлас вәниятләрегез(г)әкарап, изге теләк вә максадларыгызны үтәр. وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُданкуркып, аның боерыгы белән йөргән кешене Аллаһавырлыклардан чыгара, уйламаган киң ризык белән ризыкландыра, дигән сүз. اللهم اجعل التوفيق رفيقهم و الصراط المستقيم طريقهم آمين Мәскәү шәһәрендәимам-хатыйбһәммөхтәсиб Камәретдин бине Бәһаветдин әс-Салихый. 20/6 – 61.

[33] ГАРФ. Ф.6991. Оп.4. Д. 121. Л.14. Запись приема ст. инспектором СДРК при СМ СССР т. Смирновым Н.И. председателя исполнительного органа религиозного общества мусульман г. Ростов-на-Дону гр. Сюнякова Х.Ш.

[34]Подробнее о двадцаткахсм.: Ro’iY. IslamandtheSovietState. From World War II to Perestroika (NY: Columbia University Press. 2000). 279-286; Бустанов А.К. Ссора по-исламски: жалобы и анонимки советских мусульман // Islamology. Journal for Studies of Islam and Muslim Societies. 7.2 (2017). С. 127-149.

[35]Райфо – районныйфинансовыйотдел.

[36]ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 25. Л. 194.

[37]Там же. Л. 234.

[38]Там же. Л. 259.

[39]Справка выдавалась уполномоченным СДРК по месту работы и служила кроме свидетельства из муфтията основным документом для профессонального исполнения религиозных практик. Данная регистрация была возвращена Шангареевым в СДРК в 1962 г.Об этом свидетельствуют красные линии, обозначающие ее недействительность. ГАРО. Р-4173. Оп. 6. Д. 311. Л. 236.

[40] Этот случай описан со слов Мансура Шангареева, сына Каляметдин хазрата.

[41] Косач Г. Шангареев Исмагил Калямутдинович // Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. Д.З. Хайретдинов. М.: Издательский дом «Медина», 2009.С. 409.

Добавить комментарий