Обновлено:10-05-2024 18:15

Бизнес Финансы

Финансы

Владислав Иноземцев: Минфин реализует политику малых дел

Печать

Несмотря на рецессию последних лет, финансовый сектор российского правительства все-таки предпринимает позитивные шаги для оживления экономического роста в стране. Известный экономист Владислав Иноземцев изучил последние инициативы Министерства Финансов и обнаружил много разумных инициатив. Этому вопросу посвящена публикация Владислава Иноземцева на страницах "Новой Газеты".

Экономические новости последнего времени сложно назвать хорошими. Минэкономики понизило прогноз роста на ближайшие годы, а министр заговорил о замедлении темпов роста. По итогам июля валовой продукт строительства сократился на 0,3% к июню, промышленность упала на 0,4%, а грузооборот всех видов транспорта — на 0,5%. Введены очередные санкции, на этот раз против российских государственных заимствований. «Национальные проекты» дают пока скромные результаты. И усиление надзора за ними указывает лишь на то, что важность их исполнения не только по формальным признакам осознается уже на самом верху.

На этом фоне чуть ли не единственной структурой, демонстрирующей в этом году постоянные попытки спродуцировать позитивные для предпринимателей сигналы, остается Министерство финансов. Ведомство часто обвиняют в скупом расходовании средств на инвестиционные цели и создании излишних резервов, но в данном случае на Ильинке лишь исполняют законы, разработанные в правительстве и принятые Госдумой. В текущем же режиме Минфин все чаще стремится реализовывать «стратегию малых дел», которая может стать критически важной в недопущении экономического спада, о котором многие говорят, как о чем-то неизбежном.

В этом отношении примечательными выглядят последние выступления Силуанова, первого вице-премьера и куратора национальных проектов в сфере предпринимательства. На последней из его ставших уже традиционными встреч с предпринимателями — на этот раз в Калининграде — прозвучали слова, к которым следовало бы отнестись с должным вниманием, так как они дают представление о том, как экономический блок правительства намерен оживлять экономику в ближайшие годы.

Судя по выступлению Силуанова в самом западном российском регионе, первым и чуть ли не основным стимулом развития сегодня считается относительно дешевое кредитование бизнеса — прежде всего малого и среднего. Правительство очевидно озабочено налоговой дисциплиной (с 2021 г. прекратится практика взимания налога на вмененный доход, и его плательщики — более 2 млн организаций и индивидуальных предпринимателей — опасаются роста налоговой нагрузки), но при этом проработало возможности для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей перейти на патентную систему налогообложения или платить налог на профессиональный доход, что позволит не увеличивать налогового бремени и не усложнять бюрократические процедуры.

Министерство финансов готово увеличить субсидирование процентной ставки по кредитам для малых и средних предприятий таким образом, чтобы их объем по итогам этого года вырос в восемь раз по сравнению с 2018-м — до 1 трлн рублей. Правительство уже приняло решение о повышении предельного размера таких льготных кредитов со ставкой не более 8,5% годовых до 2 млрд рублей на инвестиционные цели и срока их возврата до 10 лет (на пополнение оборотных фондов предлагается предоставлять кредиты в сумме от 3 до 100 млн рублей на три года).

Сейчас работа по этой программе ведется с 70 банками, и их пул будет расширяться.

Так что можно ожидать, что этот 1% ВВП (а в будущем масштабы программы будут расти) частично компенсирует сокращение крупных государственных инвестиционных программ, задававших тон в экономике в последние годы.

Вторым отмечавшимся моментом была борьба правительства за увеличение доли малого и среднего бизнеса в поставках товаров и услуг для нужд государства и ведущих компаний с преимущественным государственным участием. В первом полугодии текущего года объем таких сделок вырос в два раза, превысив 2 трлн рублей. Минфин не намерен останавливаться (в министерстве подготовили предложения об увеличении для госкомпаний и госкорпораций обязательной квоты для малых и средних предприятий до 20% общего объема закупок).

Еще раньше, замечу, первый вице-премьер говорил о необходимости расширения «горизонта планирования» закупок госкомпаний у малых и средних предприятий с нынешнего одного года до трех лет. Подобные меры выглядят, на мой взгляд, менее многообещающими — система госзакупок в ее нынешнем виде (а она в своих основных чертах воспроизведена в регламентах работы госкомпаний) чрезвычайно бюрократизирована, и конкуренции в ней недопустимо мало:

96% контрактов госкомпаний считаются самим Минфином «неконкурентными», а почти треть представляет собой покупки у единственного поставщика.

Квоты — дело хорошее, но они вряд ли запустят естественный рост малого и среднего бизнеса просто потому, что закупкам госкомпаний требуется больше конкурентности, и если таковая будет обеспечена, российский частный бизнес сам найдет удобные и выгодные для себя ниши в этом секторе; если конкуренция по-прежнему будет недостаточной, главы госкомпаний будут и дальше проводить подряды через организации, формально подпадающие под требования властей, но на деле имеющими к малому бизнесу весьма малое (да простят меня за каламбур) отношение.

Третьим направлением помощи предпринимателям Минфин видит смягчение контрольно-надзорных функций. Силуанов в Калининграде отметил, что Минфин будет ходатайствовать об отмене штрафов за впервые выявленные финансовые нарушения и уже готовит поправки в действующее законодательство на эту тему. Говорилось и о необходимости сокращения сроков разблокирования счетов малых и средних фирм, которые замораживаются при выполнении банками требований закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Как о важном решенном вопросе было сказано о сокращении в несколько раз нормативных сроков выдачи Минфином критически важных для бизнеса справок и подтверждений. Например, подтверждающих российское налоговое резидентство. При этом, замечу, ряд болезненных для Калининградской области моментов. Например, организация поставок товаров из остальной части России и отгрузки в нее продукции краевых предприятий обсуждаются в новом ключе. Например, была предложена возможность снижения транспортных тарифов за счет переключения с железнодорожных поставок через Литву на паромные перевозки в порты Ленинградской области и даже создание для выравнивая цен единого оператора железнодорожных и паромных перевозок под эгидой РЖД.

Это может на поверку оказаться одной из сложнейших логистических задач — решать придется не только тарифные вопросы на перевозку, но и корректировать процедуру таможенного оформления грузов.

Встречи, подобные прошедшей в Калининграде, за этот год были организованы уже в шести городах практически во всех федеральных округах, и прямое общение высших чиновников правительства с бизнесом несомненно приносит свои плоды. Министерство финансов сегодня курирует относительно «малобюджетные» нацпроекты (если бюджет нацпроекта по транспорту составляет до 2024 г. 4,8 трлн рублей, по экологии — 4 трлн, по демографии — 3,1 трлн, по здравоохранению — 1,7 трлн и даже по цифровизации — 1,6 трлн рублей), то нацпроекты по повышению производительности труда, поддержке малого и среднего бизнеса и развитию международного сотрудничества и экспорта предполагают общие затраты менее чем в 1,5 трлн рублей за тот же срок.

Никита Кричевский: Отмена ЕНВД ведет к справедливости

Печать

Через полтора года предприниматели в России должны будут прекратить деятельность с использованием единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Что такое ЕНВД? Это специальный налоговый режим, при котором налогоплательщики руководствуются не фактическими результатами своей деятельности, а размером вмененного дохода, то есть дохода, заявленного «на берегу», до начала коммерческого плавания. Реальный доход может быть как больше, так и меньше вмененного, однако налог платится именно с «берегового» показателя. При этом плательщики ЕНВД освобождены от налога на прибыль (для юрлиц), НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей или ИП), НДС (кроме операций по импорту) и налога на имущество (за исключением имущества, оцениваемого по кадастровой стоимости).

Отмена ЕНВД – хорошо это или плохо? Известный экономист Никита Кричевский полагает, что плюсов этого решения не в пример больше, чем минусов.

В-первых, сегодня ЕНВД остается едва ли не единственным налоговым режимом, не учитывающим практические показатели коммерческой работы. Предприниматели, проверяющие органы, федеральные и региональные власти давно ориентируются на выручку или валовой доход предприятий и ИП, которые, в свою очередь, облагаются по различным налоговым ставкам. В связи с этим возникает вопрос, как вообще ЕНВД появился? Отсюда второй пункт.

Во-вторых, ЕНВД был введен в конце 90-х, когда в условиях правового и налогового нигилизма перед властями стояла задача заставить предпринимателей платить «хоть что-то». ЕНВД сыграл положительную роль в развитии нашей экономики и пополнении региональных бюджетов, свидетельством чему почти 2,1 млн плательщиков налога в 2018 году.

Ныне ЕНВД выглядит, скорее, архаикой, нежели имеющей право на жизнь налоговой новацией. Архаикой хотя бы потому, что не отвечает принципу налоговой справедливости: одни должны платить с выручки, другие – как нормативы и порядочность на душу положат. Неудивительно, что в последние годы ЕНВД стал благодатной почвой для разного рода «оптимизаций», проще говоря, «сравнительно честного» ухода от налогов. Отсюда следующий пункт.

В-третьих, ЕНВД применяется в тех сферах, где расчеты производятся преимущественно наличными (торговая розница, бытовые услуги, частный извоз и проч.), в основном, в торговле. Однако с 1 июля 2019 года применение налога теряет смысл, так как налогоплательщики, имеющие наемных работников (а торговля, как правило, «наемников» имеет), обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Если же ККТ не применяется, в дело вступают утвержденные налоговиками бланки строгой отчетности. Продажа «левой» продукции, товаров по подложным накладным, становится невозможной.

Еще один немаловажный момент. Сейчас ЕНВД часто используется для ухода от налогообложения посредством дробления бизнеса. Суть метода в том, что, скажем, компания-владелец торгового центра вместо того, чтобы сдавать помещения в аренду и платить налог на прибыль, НДС и другие налоги, учреждает несколько «подкожных» фирмешек, уплачивающих «вмененку», а те сдают торговые помещения в субаренду по рыночной стоимости.

Налоговики успешно вычисляют таких «умников» и в судебном порядке доказывают их взаимозависимость, но скажите, фискалам больше заняться нечем, кроме как бегать по предпринимательскому трамваю за «зайцами»?

Так что же, «шеф, все пропало», государство обложило со всех сторон? Читайте дальше.

В-четвертых, во многих регионах, например, в Москве, ЕНВД не применяется вовсе. И ничего, живем как-то. Для плательщиков ЕНВД в других регионах уже сейчас созданы все условия перехода на другие налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения (УСН), патент или налог на профессиональный доход (НПД). В последнем случае так называемого «налога на самозанятых» – если вы не занимаетесь торговлей и не имеете наемных работников.

Во всех перечисленных системах налогообложения плательщики освобождены от уплаты ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, подоходного налога, налога на имущество, за исключением отдельных объектов.

В 2019 году налог на самозанятых в порядке эксперимента действует всего в четырех регионах – в Москве и области, а также Калужской области и Татарстане. Однако в соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» уже в 2020 году предусматривается расширение списка регионов, имеющих право применять НПД.

По налогу на самозанятых устанавливаются налоговые ставки в следующих размерах: 4% по доходам, полученным от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физлицам; 6% по доходам, полученным при реализации организациям и ИП. Кроме того, плательщики НПД освобождены от представления налоговых деклараций, уплаты страховых взносов в ПФР, а взаимодействие с налоговиками происходит в электронном виде без посещения налоговой инспекции посредством мобильного приложения «Мой налог».

Правительство предполагает провести широкую просветительскую работу в предпринимательском сообществе, чтобы новые налоговые правила не застали бизнесменом врасплох. Как сказал первый вице-премьер Антон Силуанов, «нужно подготовить все необходимые разъяснения, как закрывать соответствующий режим, как открывать новые предприятия, чтобы для бизнеса, который работает в этом формате, не было дискомфорта и каких-либо неожиданностей при отмене режима».

Страница 18 из 129