Обновлено:17-11-2017 11:38

Статьи Московский регион в лицах Александр Климай: «Ихтиандр» шагает по Москве. История продолжается…

Александр Климай: «Ихтиандр» шагает по Москве. История продолжается…

Печать

По версии киносценария этого российского писателя должны были снять продолжение популярного фильма «Маска»! Главный актер Джим Керри лично поддержал эту идею еще в конце 90-х годов в ходе переписки с писателем, а затем в интервью.

Но случаю было угодно предоставить зрителю антипод. Так, продолжение бестселлера сняли не по сценарию нашего героя, да и без участия самого (!) Керри. Может быть, потому в 2005 году фильм «Сын маски» удостоился звания «худший фильм Голливуда».

Значит, у нас есть надежда увидеть сногсшибательное продолжение в исполнении киноактера любимца публики и по сценарию русского писателя. Писатель, вокруг имени, которого развивается действие в наши дни – Александр Климай.

Многим поклонникам литературы приключенческой и классической Александр Климай знаком по книгам-продолжениям «Ихтиандр», «Онегин и княгиня N» и «Второе путешествие Нильса с дикими гусями». Стоит отметить, что аудиокнига «Ихтиандр» вошла в номинацию премии «Бронзовый Икар» в 2006 году. Александр Климай награжден орденом Александра Невского Первой степени и Петра Великого Третьей степени.

Осень 2008 года в российском литературном мире ознаменовалась выходом трилогии под авторством Александра Беляева и Александра Климая: «Человек-амфибия», «Ихтиандр» и «Морской дьявол». Корреспондент ИА «ЦентрИнформ» с удовольствием встретилась и побеседовала с Александром Петровичем не только о судьбе сиквелов*, но и о собственных книгах писателя и планах на будущее.

- Александр Петрович, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша писательская деятельность, какие произведения были первыми, и какие отклики Вы получили?

- Первыми моими литературными произведениями были: роман «Ихтиандр», роман «Наташа» и «Новая повесть о Ходже Насреддине». Самый первый отклик на первую часть «Ихтиандра» был таким: «Почему так мало написал?!» К той первой книжке пришлось дописать еще две части и довести объем романа до 320 страниц. Такая работа не прошла даром – появилась уверенность и… даже Диплом журнала «Уральский следопыт», за лучшую книгу молодого автора.

Кстати, тогда же по поводу романа «Ихтиандр», откликнулись критики фантастической литературы Виталий Бугров и Игорь Халымбаджа, поблагодарив меня за содержание книги.

Было очень много откликов от читателей с пожеланиями сделать киноверсию романа «Ихтиандр». Но я в этом им помочь не могу и идея читателей пока не подхвачена кинодеятелями. А идея при хорошем исполнении может получить такой резонанс, как в свое время серии «Терминатора».

С другим произведением в моей литературной практике состоялось удивительное и незабываемое событие: за «Новую повесть о Ходже Насреддине», за популяризацию образа Ходжи Насреддина в русской литературе, мой труд был отмечен личной благодарность президента Туркменистана Сапармурата Ниязова.

- Александр Петрович, расскажите о Ваших знакомствах с известными писателями, политическими деятелями. При каких обстоятельствах Вам удалось с ними пообщаться и какой отклик получили Ваши творения из уст этих людей?

- Так сложилось, что я не избалован тесными знакомствами с известными людьми, но с некоторыми имею честь общаться. Среди них писатель Василий Дмитриевич Звягинцев, автор романа «Одиссей покидает Итаку». С Василием Дмитриевичем я познакомился заочно. Он прочитал мой роман «Ихтиандр» и написал: «… стилизация Вам удается великолепно»! Ценю эту строчку превыше всякого диплома!

Имею восхищенный отклик голливудского актера Джима Керри по поводу моего продолжения киносценария к фильму «Маска». Он сказал, что продолжение фильма будет снято по сценарию А. Климая. Однако, прошло время и фильм «Сын маски» был снят… без участия Джима Керри. Соответственно, не по моему сценарию. Как известно, фильм «Сын маски» получил премию «Золотая малина» в 2005 году, как худший фильм Голливуда.

В числе моих читателей Эльдар Александрович Рязанов, Станислав Сергеевич Говорухин, Владимир Борисович Коренев - народный артист РФ, исполнитель роли Ихтиандра. Владимир Александрович Чеботарев – режиссер фильма «Человек-амфибия», прочитав мой роман-продолжение, разрешил использовать кадр из его фильма для обложки книги «Ихтиандр».

Недавно познакомился с Виктором Степановичем Черномырдиным, который попросил выслать пару моих книг лично ему.

- Согласны ли Вы с тем мнением, что во времена капитализма нет времени на чтение книг? Как решить эту проблему в нашей стране, городе? На Ваш взгляд, как вернуть русским звание «читающей нации»?

- В какое бы время мы ни жили, главная идея состоит в воспитании своих детей. Порой изумляет позиция родителей, которые в этом надеются на школу. А школа только «шлифует» то, что мы называем «своей надеждой и опорой» (читай: детей).

В обществе воспитанных людей особенно не нужно задумываться над методами продвижения чего-либо, в том числе и литературы. Наверное, я романтик,…но я еще и психотерапевт. И уж если все сделано как надо, поверьте, все работает!

- Расскажите, пожалуйста, о судьбе «Евгения Онегина» в Вашем исполнении.

Русский классик Александр Сергеевич Пушкин отставил нам множество вопросов и размышлений. Дайте нам хоть один ответ!

- Над судьбой Онегина задумывались многие. В 2001 году даже вышла книга «Судьба Онегина», в которой аж 47 авторов, так или иначе, анализировали ее (судьбу), предлагая свои варианты продолжения романа. Прочитав мой вариант продолжения оригинала, авторы-составители книги Вера и Александр Невские сказали, что мое видение этой судьбы наиболее пушкинское по духу!

Со своей стороны уверен, Белинский был не прав, определяя Онегина в революционеры. Ведь «мы для счастья рождены!..», и всякое иное мнение порочно (читай события новейшей истории). Что же касается содержания книги «Онегин и княгиня N» , так там, после некоторых детективных перипетий Онегин, наконец, обретает Татьяну…

Недавно, по просьбе студентов московского колледжа книжного бизнеса, специально для них я читал моноспектакль «Онегин и княгиня N». И, хотя я артист самодеятельный, слушали меня хорошо. Готов повторить, кто следующий?

- Кого Вы хотели бы видеть своим читателем? На какую аудиторию читателей рассчитаны Ваши произведения?

- Круг моих читателей широк и многообразен, так как я пишу и сказки и исторические романы, и фантастику и классику. На мой вопрос к одному из читателей о содержании романа «Ихтиандр» был ответ: «будет интересен и пионерам, и пенсионерам!». Такой расклад меня устраивает.

А надо лишь только то, чтобы родители в свое время знакомили детей с золотой классикой. Чтобы ребята знали Александра Беляева и Вальтера Скотта и Фенемора Купера и Александра Пушкина – всех не перечислить в коротком интервью. Тогда, поверьте мне, все будет как надо и в умах, и в обществе.

- Знакомы ли Вы с читателями своих произведений? Как они относятся к продолжениям книг писателей-классиков?

- Всегда стараюсь иметь обратную связь со своими читателями. Безусловно, это помогает. Большое количество продолжений, написанных мною, говорит только об одном – это интересно читателю. Проблема идеи сиквела лишь в одном: не каждый автор таких произведений сливается с первоисточником и тогда читатель перестает верить ему. Два-три таких «опуса» - вот и опорочена идея! Мне же повезло, я в этом направлении работал без «проколов». Ведь даже роман «Морской дьявол», продолжение книги «Ихтиандр», был своего рода читательский заказ продлить историю человека-амфибии. Я это сделал. В сентябре этого года, вышла в свет трилогия под авторством Беляев-Климай: «Человек-амфибия», «Ихтиандр» и «Морской дьявол». То есть, отношение читателей к продолжениям книг писателей-классиков в целом положительное.

- Расскажите о социальной стороне Вашего творчества. Какие мероприятия Вы посещаете, в каких литературных обществах состоите?

- Я состою в российском союзе профессиональных литераторов. Кстати, одним из членов этого союза является Борис Гребенщиков. Публиковался в печатном издании РСПЛ, участвовал в творческих встречах. Не откажусь от других интересных предложений.

- Расскажите о Ваших надеждах и планах на будущее. Что волнует Вас, как представителя интеллигенции в современной России? Нужны ли меценаты искусству в наше время и в нашей стране?

- В литературе мои надежды связаны с выпуском книг в серии «Приключения и фантастика», в которую попадают почти все мои работы. Хотелось бы издать и другие (кроме «Ихтиандра») аудиокниги. Также в ближайших планах выставка моих живописных работ в помещении одной из центральных столичных газет.

Меня, волнует незнание обществом настоящей истории России. Думаю, поэтому мы иногда называемся – «Иваны, не помнящие родства»…

Меценаты в наше время и в нашей стране, конечно же, нужны. Красота не спасет мир, если ее не покажут миру. А чтобы ее показать, сами понимаете, нужны средства.

- У Вас в семье были писатели и как родные относятся к литературе?

- В семье писателей не было, а близкие родные очень уважительно относятся к книгам и не только художественной тематики.

- Можно ли назвать Вашу литературную деятельность увлечением, хобби или может быть, в этом состоит смысл жизни для Вас, как для человека творческого?

- Мою литературную деятельность можно назвать серьезным увлечением, которое опосредованно помогает основной медицинской деятельности.

- Расскажите, как у Вас родилось желание написать продолжения хорошо известных, ставших уже классическими произведений?

- По роду своей узкой врачебной специальности – психотерапии, на приемах я сталкивался со специфической патологией, идущей от внутренней неустроенности, неудовлетворенности, разочарованности.

Когда я начал «копать» глубже, обнаружил корень проблемы, связанный с особенностями взаимоотношений между людьми. А дальше - больше: начал это анализировать и вывел общую схему, укладывающуюся примерно в следующую историю. Она ему объясняется в любви, он не понимает – их пути расходятся, а потом, «близок локоть, да не достанешь»!.. Угадайте, схему какого классического романа я рассказал?.. Правильно, «Евгений Онегин»!

И что таким «Онегиным» (а они бывают и в мужском и женском облике) должен прописать психотерапевт? «Я спокоен, я совершенно спокоен»?? Вот я и «выписал рецепт» - продолжение «Онегин и княгиня N» объемом в три главы (112 строф). Кое-где вставил цитаты из А.С.Пушкина… Так вот за некоторые эти строки, не замечая кавычек, меня критикуют даже филологи…чем я и горжусь!..

Роман «Ихтиандр» появился как следствие эмоциональных переживаний 5-ти летнего ребенка, за судьбу уходящего в океан человека-амфибии. Классик английской литературы Вальтер Скотт, заканчивая роман «Квентин Дорвард», в последних строчках пишет: «Предлагаю всем, кто пожелает продолжить наш роман по своему вкусу и усмотрению…».

Словом, поводов для продолжений было достаточно, была только одна проблема: продолжение должно быть достойно оригинала. Но эту оценку ставят только читатели.

Пять (!) переизданий романа «Ихтиандр» считаю убедительной, положительной оценкой своего творчества в этом направлении!

- Есть ли у Ваших произведений своя история появления? Какой образ или случай вдохновил Вас и побудили к их написанию?

- Темы литературных произведений приходят по-разному. Если это продолжения, то часто вдохновляющим моментом является кинофильм. Так было с «Алыми парусами», с книгами «Мастер и Маргарита» и «Повесть о Ходже Насреддине». Например: после просмотра фильма «Человек-амфибия», мое первое потрясение случилось в 9 лет, потом еще через 25 лет, да так, что мне пришлось пообещать ребенку и написать вторую (!) серию!..

С побуждениями к оригинальным темам – сложнее. Тут работают какие-то ассоциации, опыт, желание разобраться, например, в белых пятнах истории, которые отражены в моем романе «Гвардейцы российских императриц».

- Как мне стало известно, еще Вы пишете картины. С чего и когда началось Ваше увлечение живописью?

- С раннего детства. У нас в семье очень хорошо рисовал папа, а также старшие братья. В детстве мечтал стать художником, но мечта реализовалась много позже на уровне любителя. Будучи студентом мединститута, подрабатывал на «скорой», там и взял карандаш в руки, рисовал портреты коллег. Затем попробовал масло, и постепенно стало неплохо получаться. Спектр - полный: здесь и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и композиционная картина. В последнее время иллюстрирую свои литературные произведения. Результат бывает разный и зависит он от наличия свободного времени.

- Как называются Ваши картины и где их можно увидеть?

-Жанровая картина «Утро Планеты», пейзаж «Порыв ветра», натюрморт «Утренняя сирень». Посмотреть картины можно на сайте Александра Петровича Климая www.klimai.ru.

- Творчество, каких известных художников близко Вам по духу?

- Павел Федотов «Завтрак аристократа», Илья Репин «Садко» и «Стрекоза», Василий Суриков «Боярыня Морозова», Алексей Саврасов «Грачи прилетели».

- Кто-то из художников был для Вас образцом или чье творчество помогает передать на холсте собственное внутреннее чувство?

- Илья Репин и Алексей Саврасов.

- Александр Петрович, сейчас Вы работаете врачом. Как Вы пришли к выбору этой профессии?

- К профессии врача присмотрелся еще в детстве, когда имел возможность наблюдать за работой своей тёти – деревенского фельдшера. Что-то в ее работе зацепило меня и с тех пор я не жалею о выборе.

- Что в профессии врача Вам нравится больше всего?

- В профессии врача нравится все, что ее характеризует, кроме зарплаты.

- Давайте пофилософствуем. На Ваш взгляд, в чем состоит миссия врача?

Врач должен лечить, учить, как сберечь здоровье или спасать его остатки?

- Миссия врача заключается в изречении: «Профилактика лечения не требует». В связи с этим, врач должен учить людей, как сберечь здоровье. И если профилактикой заниматься с детства и по-настоящему, человек будет редко нуждаться в наших услугах.

Беседовала Татьяна Семёнова

* Сиквел - от английского "sequel" - последовательность, последующее событие, продолжение. Наиболее употребительно в русском варианте в отношении "серийных" кинофильмов, книг, компьютерных игр.

This content has been locked. You can no longer post any comment.