Обновлено:19-06-2024 15:45

Наука Образование Катастрофический дефицит инженеров и кризис образования

Катастрофический дефицит инженеров и кризис образования

Печать

Прости, Гагарин!

Эта фраза, как вызов истории, адресованная нынешними студентами обществу, кричит на все лады о беде разделившей образование, науку и потенциальную мощь всей страны. 12 апреля исполняется 50 лет историческому полету Юрия Гагарина в космос. Этот полет сделал СССР передовой ракетно-космической державой. Отец советской космонавтики Сергей Павлович Королев, несмотря на все лишения начала двадцатого века, окончил славно известную «Бауманку». Благодаря его знаниям, воплощенным в создании сложной техники был обеспечен стратегический паритет страны, в мире появился искусственный спутник Земли, и первый человек полетел в космос.

Спустя полвека мы все чаще слышим о крупных инвестициях западного и европейского капитала в российскую экономику и промышленность. В России открываются иностранные производства, а технологии, интеллектуальный продукт создают и внедряют где-то за рубежом.

Неужели русская земля перестала рождать новых Поповых, Королевых, Циолковских, Шуховых и Яблочковых? Демографическая проблема, похоже, решается, и детсадов скоро будет достаточно для всех будущих малышей. И есть таланты в своем Отечестве. Стоит вспомнить бывших выпускников МФТИ, Нобелевских лауреатов 2010 года. Русские физики, подданные Нидерландов Андрей Гейм и Великобритании Константин Новоселов, работают в Манчестере. Рождает русская земля таланты и сейчас, но они трудятся на экономики других стран, поднимая их величие и благосостояние.

Глава государства не раз говорил о «катастрофическом дефиците инженеров в России», о недостатке квалифицированных инженеров в мире. А неделю назад на встрече с директорами промышленных предприятий в Подмосковье Дмитрий Медведев заметил, что две трети выпускников инженерных специальностей уходят «неизвестно куда».

Здесь уместно поинтересоваться, как обстоят дела у будущих российских инженеров, ученых? Где можно применить знания, которые получают сегодняшние студенты? Да, и все ли потенциально талантливые молодые люди и девушки смогут получить качественное профессиональное образование? И, главный вопрос, на какие средства сможет молодежь, эти потенциальные молодые мамы и папы, создавать семьи?

За комментариями о недостатках в реформе образования и проблемах студенчества мы обратились к Сергею Кравченко, лидеру Ассоциации студенческих профсоюзных организаций Московской области, депутату фракции «Справедливая Россия» в Мособлдуме.

По его мнению, в 21 веке сложилось так, что доступное и качественное образование стали «понятиями» не совместимыми по сути их предоставления. Советская плановая экономика превратилась в капиталистическую, образование осталось прежним, а рынок труда неизвестен. Зачем стране столько экономистов и юристов и почему именно их, не понимает никто! На практике, окончив ВУЗ, студент не знает, как конвертировать вузовские знания в профессиональную востребованность и достойную зарплату.

Проводимая президентом реформа в сфере образования мало напоминает модернизацию интеллектуальной отрасли на местах. На вопрос, какие инновации в образовании уже внедрены, студенты из регионов отмечают покрашенные стены в аудиториях, новые парты и прочую мелочь. Но не новые методы преподавания знаний, которые должны пониматься под инновацией в образовании.

Юрий Гагарин учился бесплатно.

Важно обратить внимание на то, что последний законопроект об образовании окончательно коммерциализирует процесс получения знаний и ведет к разрушению классической русской образовательной системы. Если закон «Об образовании» будет принят в нынешней редакции, произойдет переход от системы образования, как инвестиции в человеческий капитал к банальному предоставлению услуг. К тому же, в законе отсутствует ряд положений, направленных на социальную поддержку студентов. В настоящем законопроекте нет социальной стипендии, материальной помощи, фиксированной оплаты за общежитие и др.

Вместе с тем, общественные слушания по проекту закона студенческие профсоюзы называют имитацией. Например, от Московской области на заседания комитета Государственной Думы по образованию не были приглашены представители студенческих профсоюзов региона, их обращения игнорировались в течение всего времени рассмотрения закона. Этот факт вынуждает студенчество выйти на улицы и заявить во всеуслышание о недостатках в законодательстве, о нежелании власти слышать адресатов закона об образовании.

К сожалению, студенты понимают, что «нынешние министры вышли из того же студенчества, отучились за государственный счет, а теперь хотят приватизировать образование, тем самым ограничить российскую молодежь в её конституционном праве на образование». Как ни странно, но положение студента и перспективы в жизни волнуют лишь самих студентов. В юбилейный день для отечественной космонавтики они намерены провести Всероссийский День единых действий студентов и молодёжи.

Российская Ассоциация профсоюзных организаций студентов заявляет, что будущий закон практически закрепляет социальное и интеллектуальное неравенство. Учителя и родители отмечают, что подобная реформа не только разрушает школу, но и ведет к росту социальной напряженности.

Сергей Кравченко солидарен с решением РАПОС о проведении акции «Прости, Гагарин!» 12 апреля 2011 года. Чиновники от образования не оставляют молодёжи выбора и такая форма выражения позиции российских студентов по поводу грядущих перемен в высшей школе становится единственной возможностью быть услышанными. Именно студенчество всегда было локомотивом прогрессивного развития страны, авангардом российской молодежи, осознающим свою ответственность за будущее России, за будущее отечественной науки и промышленности, а значит и за будущее родных и близких. Решить проблему конкурентоспособности промышленности, экономики и страны можно, если инновационный путь развития страны станет основой социальной политики.

«Требования студенческой молодежи - доступное и качественное профессиональное образование, гарантия первого рабочего места для выпускников ВУЗов, право на учет мнения студентов при обсуждении законопроекта об образовании и право студентов на участие в управлении ВУЗов. Все они должны быть поддержаны обществом и внесены в закон «Об образовании», - констатирует лидер Ассоциации студенческих профсоюзов Подмосковья Сергей Кравченко.

Пока верстался номер…

29 марта на встрече со студентами технического ВУЗа Москвы Дмитрий Медведев признал, что во времена его студенчества профессия инженера была важна и необходима. А в 2011 году, будучи президентом, ему приходится поднимать престиж инженерного образования, заниматься проблемой инженерных кадров, необходимых для реализации заявленного им курса на модернизацию и построение инновационной экономики.

Добавить комментарий