Обновлено:25-04-2024 08:29

Общество

Общество

Исмагил Шангареев – ИСЛАМ И МИР: отзывы и комментарии

Печать

islam_i_mir3

 

«Ислам — яркий элемент российского культурного кода» - считает Владимир Путин. Эти слова Президента Российской Федерации находят свое яркое подтверждение в книге Исмагила Шангареева «Ислам и мир: Восток глазами классиков» (соавт. Н. Латыпов).

Автор более 200 научно-публицистических статей, посвященных истории ислама, истории и теории культуры, перспективам развития татарского мира Исмагил Шангареев изложил свои главные идеи в книге, которая давно стала бестселлером, привлекая внимание как специалистов, так и самую широкую читательскую аудиторию.

 

islam_i_mir2

 

Как показывает анализ читательских отзывов, особой интерес вызывают вопросы влияния ислама на развитие российской культуры, если хотите, развитие российской философской мысли в трудах Льва Толстого и Ивана Бунина.Обращаясь к духовному опыту классиков российской литературы, Исмагил Шангареев делится с читателем не поверхностной, а глубинной информацией, уходящей своими корнями в историю всемирной культуры.

Важно отметить, что отзывы специалистов, как ученных, так и представителей религиозной мысли удивительно совпали при оценке идейно-духовного содержания книги «Ислам и мир: Восток глазами классиков».

 

 

Известный российский этнолог, доктор политических наук Владимир Зорин в Предисловии ко 2-му русско-татарскому изданию писал, что: «когда только вышло в свет первое издание этой книги, я участвовал в выездных заседаниях Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) в Объединенных Арабских Эмиратах. Помню, что как раз в это время,я получил в подарок от Исмагила Шангареева один из первых экземпляров. С тех пор книга «Ислам и мир: Восток глазами классиков» заняла своё место в моей домашней библиотеке

 

islam_i_mir1

Исмагил Шангареев и Владимир Зорин.

 

Среди отзывов Владимира Зорина, следует обратить внимание на два концептуальных комментария:

1.  «Исмагил Шангареев в своих прогнозах взял за основу «предсказание назад». В нем нет четкой определенности, но есть многое такое, что заставляет читателя самостоятельно искать ответы. Так когда-то сделал швейцарский востоковед Адам Мец в своей знаменитой книге «Мусульманский Ренессанс», где нет ни каких утверждений, есть факты, намеки, раздумья. Читатель сам делает выводы, сам находит ответы. Убежден, что нет ничего полезней для души и ума, чем работа с такой книгой».

 

  1. «Книга «Ислам и мир: Восток глазами классиков» – заметный шаг в области осмысления просвещенного ислама, попытка говорить об исламе словами Пушкина и Лермонтова, Толстого и Бунина, Гете и Монтескье. Безусловно, это важно для нашей страны, для ее целостного развития».

 

islam_i_mir

Иман Валерия Порохова, Исмагил Шангареев и Зиновий Коган.

Среди признанных авторитетов в области религиоведения нельзя не отметить отзыв Иман Валерии Пороховой. «Я прагматик, - сказала она, -и я считаю, что ислам – это, прежде всего, дело. И, когда мы придем на суд к Всевышнему, дела наши будут идти впереди нас. Это самое важное. А дела у Исмагила Шангареева очень большого значения и высокого наполнения» (См. https://www.youtube.com/watch?v=FYVkohFOyyo).

Этот отзыв имеет несомненную историческую значимость, так как, надо признать, что Иман Валерия была живой легендой, человеком к которому тянулись сердца людей со всей России.

Отзыв Зиновия Львович Когана — раввина, вице-президента Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) по связям с государственными, общественными организациями, важен тем, что он как бы представляет взгляд со стороны, подтверждая, что все истинное не знает границ ни в пространстве культуры, ни в пространстве религии.

Зиновий Коган очень тонко развил мысль Иман Валерии о том, что означает на деле «высокое наполнение» дел, отметив что «именно здесь на берегу Персидского залива была создана «фантастическая по своей значимости книга об исламе» (имеется в виду книга «Ислам и мир: Восток глазами классиков»). Представляется важным, что он подчеркнул предопределенность таких явлений, как связь литературных произведений с культурой того места, где они возникают.(См. https://www.youtube.com/watch?v=FYVkohFOyyo).

sweden5

Марат Кабаев, Исмагил Шангареев и Исхак Шангареев

В заключение обзора отзывов о вкладе Исмагила Шангареева в сокровищницу духовных проявлений мусульманской культуры в истории российского и западноевропейского постижения ислама, нельзя не привести слова Президента Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) Марата Кабаева, который писал: «Дорога Исмагила Шангареева – это Путь человека, отдавшего много лет жизни служению Богу в высоком сане муфтия Центрального духовного управления мусульман Оренбургской области. В тоже время, Исмагил Калямович имеет три высших светских образования, в том числе экономическое и культурологическое, обладает редкой способностью с новой стороны взглянуть на давно известные факты, благодаря чему открываются подлинные лики великих искателей духовных истин (См. Предисловие к книге «Ислам и мир: Восток глазами классиков»).

Старший научный сотрудник отдела лексикографии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ -   Эльвира Сафина

Исмагил Шангареев: Тюрко-мусульманский вектор интеграционных процессов в странах Северной Европы

Печать

rwer323425

«Нет ничего практичнее хорошей теории», - говорил Роберт Кирхгоф — немецкий физик XIX века.

Создание теории тюрко-мусульманского ислама имеет большое практическое значение для понимания роли тюркских народов и, прежде всего, татарского народа в формирование системообразующих функционалов исламской цивилизации на планете.

Важно отметить, что основы этой теории закладывались еще в эпоху Просвещения в Европе. Достаточно обратиться к размышлениям Шарля де Монтескье, который в своих знаменитых «Персидских письмах» писал: «Из всех народов мира…, ни один не превзошел татар славою и величием завоеваний.  Этот народ — настоящий повелитель вселенной: все другие как будто созданы, чтобы служить ему.  Он в равной мере и основатель и разрушитель империй; во все времена являл он миру свое могущество, во все эпохи был он бичом народов».

В оценке Монтескье, отправная точка восприятия татар: народ, который выступал на арене всемирной историив равной мерекак созидатель и разрушитель империй. Не вдаваясь в подробности временной трансформации подобных оценок «татарского фактора в истории», хочу подчеркнуть их непреходящее значение для понимания особенностей цивилизационного процесса в странах Европы в наши дни.

Кто сегодня татары в странах Европы?На этот вопрос позволяет однозначно ответить деятельность Европейского мусульманский форум (ЕМФ), общественно политическая деятельность которого направлена на созидание и «единство в многообразии».   Прежде всего, хотел бы отметить, исключительную продуктивность ЕМФ каксистемы международных политических площадок, где успешно решаются политические и религиозные вопросы.

Тюрко-исламский или, точнее татаро-исламский вектор по-прежнему, как это было во времена Монтескье продолжает играть ключевую роль в истории, открывая новые пути интеграции Запада и Востока. Татарскость, как синоним открытости, расширяет интеграционный потенциал исламской культуры, позволяя системно выстраивать межнациональные и межконфессиональные диалоги.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что ЕМФ – одна из немногих неправительственных организаций, которая смогла преодалеть социальную инерцию функционала ограниченных действий, став открытой системой для идей и решений на основе непреходящих ценностей ислама, а, следовательно, организацией, способной работать в режиме универсального евразийского интегратора ключевых трендов духовного развития.

rwer323424

Президент Европейского Мусульманского Форума Абдул-Вахед Ниязов

 

Диалог культур и религий, который президент ЕМФ Абдул-Вахед Ниязов выстраивает на его площадках– это, по моему глубокому убеждению, удел человека третьего тысячелетия, и,прежде всего, потому что это диалог личностей, которые будут определять единство, как новую форму бытия, ведь как верно отмечал Д.С. Лихачев только «общаясь, люди создают друг друга».

Можно сказать, без всякого преувеличения, что прошедшаяМеждународная конференция «Ислам в Северной Европе: татарский фактор – из глубины веков до наших дней», стала заметным шагом в осмыслении феномена татарского ислама в целях поддержания, развития и обеспечения гармоничного сотрудничества в мире.

 

rwer323423

Важно особо отметить, свободное, лишенное каких-либо политических рамок обсуждение, в котором принял участиеизвестныйроссийский государственный и политический деятель, специалист в области культурологии, истории и национальных отношенийРамазан Абдулатипов, поддержавшийдипломатическую миссию ЕМФ по определению роли России, как исторического примирителя разнополярных начал и систем.

 

В этой связи, хотел бы подчеркнуть, что особую роль «исламский фактор» в общественно-политической жизни России сыграл 90-е годы ХХ века, когда для всех стало очевидно, что власть и духовные деятели нуждаются друг в друге и оказывают обоюдное влияние, решая единые задачи, которые требуют глубокого взаимодействия религии и политики.

rwer323422

С Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по национальным вопросам, вопросам развития Федерации и местного самоуправления Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым (Из личного архива И.К. Шангареева).

 

Помнится, что как раз в то непростое время, мы (каждый на своем месте) работали с Рамазаном Абдулатыповым над проблемами межэтнического примирения внутри самой России.

Должен сказать, что с самого начала Исламского Возрождения в России, я отчетливо понимал, что вне политики российский ислам фактически теряет свою системообразующую функцию, утрачивая при этом предначертанную ему историческую роль, сколько бы ни декларировали свою формальную аполитичность некоторые деятели мусульманского духовенства.

Надо особо отметить, что для подавляющего большинства татарских диаспор за рубежом, Россия остается Отечеством, Родиной предков, с которой практически каждый связан сердцем и душой.  И, в этой связи, нельзя не сказать о роли интегратора, которую современная история отвела Президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Вот, что об этом говорит сам глава Татарстана: «Для работы с исламским миром президент Владимир Владимирович Путин определил меня координатором. Это говорит о том, что мы не только в рамках своего субъекта работаем, но и в интересах всего нашего российского государства. Я считаю, что это очень важный фактор, когда мы получаем поддержку, и в целом наша страна получает плюс от того, что Татарстан берет на себя инициативу».

В качестве примера могу сказать, что эта культурологическая «кругосветность» с акцентом на исламские ценности в решении конкретных задач, позволила Рустаму Минниханову наладить российско-арабский диалог в ОАЭ, оперативно решить многие вопросы, которые требовали длительного обсуждения.

rwer323421

С Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

Я был свидетелем эффективности его работы, и зная особенности бизнеса в ОАЭ, не мог скрыть своего восхищения, как этот человек работает на конечный результат.

Все выше сказанное, отражает реальный опыт работы, и поэтомуя абсолютно согласен с постановкой вопроса руководством ЕМФ, относительно роли России как «исторического примирителя», и полагаю, что многое из этого опыта, мы могли бы взять на вооружение в наши дни в поисках «примирительных начал» в странах Северной Европы. Тем более, что мы не так уж далеки с народами Скандинавии, как это некоторым сегодня кажется.

В этой связи, уместно привести, случай из реальной жизни, рассказанныйнаучным руководителем Института истории им. Ш. Марджани Рафаэлем Хакимовым: «Один предприниматель имел деловые отношения с норвежцами. Все было хорошо, но ему не нравилась их медлительность, и, однажды, он в сердцах им сказал:

— К вам надо приставить татар, тогда будет порядок.

На что норвежцы ответили:

— А мы и есть татары».

В этом маленьком сюжете отражается большая многовековая история народов Евразии. Литературы на эту тему очень много, и поэтому, немало противоречивых выводов и предположений. С моей точки зрения наибольшего доверия заслуживаеткнига американского историка «КУЛЬТУРА КУРГАНОВ В СКАНДИНАВИИ. Генетическая связь норманнов Эры Викингов со Средней Азией:Оценка Y–хромосомы ДНК, Археологических, Исторических, и Языковых Доказательств».
Одним из важнейших результатов исследований Дэвида Фокса является вывод о том, что «из всех современных тюркских народов ближайшее соответствие с прогнозом автора о структуре Y-хромосомы народа асов, который оставил свой генетический след в Скандинавии, показывают «казанские татары».

Есть иные подтверждения глубоких исторических связей татар и скандинавов. Так, например, сведения о походах викингов высечены рунами на камнях. У тюрков их история на другом конце евразийского материка также высечена рунами на камнях, стоящих посреди Великой степи.

В свете всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что полушутливый ответ норвежцев: «А мы и есть татары» - имеет под собой генетическую, лингвистическую и историко-культурологическую основы.

Являясь национальным меньшинством, татары в Швеции имеют свою историю, которая уходя в глубь веков позволяет ясно увидеть общность, которая сегодня должна быть осмыслена с новых позиций целесообразности интеграции народов в XXI веке.

Основы взаимопонимания сегодня, заложены в далеком прошлом.

Мы должны научится строить Единство на основе общего исторического фундамента

Особая роль в формировавшейся татарской общины в Швеции принадлежит турку Осману Соуккану. Это особый случай проявления единства татарского и турецкого народов в исламе. Исторически так сложилось, что он стал тем лидером, который объединил нацию на основе религии ислама.

rwer32342

Осмотр участка для мусульманского кладбища. Справа Хайдар Самлихан, Рафат Салах, Осман Соуккан и юный Туркер Соуккан.


Таким образом, можно сделать вывод, что в современной Швеции первыми зарегистрированными мусульманскими группами были финские татары, которые эмигрировали из Финляндии и Эстонии в 1940-е – 50-е годы.

Убежден, что в ближайшем будущем, мы должны проявить туже несгибаемую волю, что когда-то проявил Осман Соуккан и его единоверцы, и создать новый татарский вектор развития ислама в Швеции.

Сегодня важно показать народам Евросоюза, что ислам изначально представляет собой открытую систему гражданской самоорганизации и готовности к конструктивному диалогу с шведским обществом и государством. Подтвердить на деле, что вопреки сложившимся стереотипам, именно мусульмане могут способствовать установлению гражданского согласия, социальной безопасности и взаимообогащению культур.

Исмагил Шангареев, Стокгольм, 2021 г.

Страница 24 из 2000