Обновлено:27-03-2024 08:08

Культура

Культура

Исмагил Шангареев: Величие Татарского мира: Сибирские татары

Печать

tat16

Татарский этнос формировался как часть многовекторного евразийского этногенеза, являясь органической частью «цветущей сложности» народов от Оки до Оби, от низовьев Волги до Урала. В нашей предыдущей статье было отмечено, что татары-мишари сыграли важную роль в этногенезе Османской империи. В этой статье речь пойдет о субэтносе, который известен как Сибирские татары.

Окидывая единым взглядом всю многовековую этническую историю Сибирских татар, можно с полной уверенностью говорить о том, что речь идет об одном из исконных народов Сибири.

 История этногенеза Сибирских татар

Согласно результатам исследований доктора исторических наук Г.Л. Файзрахманова этногенез Сибирских татар складывался из наслоения различных ритмов. Исходно основное ядро сибирских татар составляли автохтонные тюркские племена, жившие в Западной Сибири еще до нашей эры в составе носителей полиэтничной саргатской археологической культуры, просуществовавшей почти во всей западносибирской лесостепи с VI - V вв. до н.э. - по IV - V вв. н.э. Одновременно, начиная примерно с IV в. до н.э по II в. н.э тюркский этногенез в Западной Сибири, попадает в ареал культуры и миграции тюркоязычпых хуннов. И, наконец, начиная с VI в. н.э. но XI в. н.э. западносибирская лесостепь оказывается в орбите влияния Великого Тюркского, Уйгурского, Кыргызского и Кимакского каганатов.

Этноним «Сибирские татары» появляется только с конца XIV в. обозначая ключевую точку этногенеза, когда различные племенные группы автохтонных тюрок и тюрок, пришедшихв Западносибирскую лесостепь, трансформируются в единый субэтнос Татарского мира.

Учитывая все вышесказанное нельзя не согласиться с одним из первых историков Сибири Г.Ф. Миллером, который отмечал: "Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи, Енисею и лежащих между ними степях».

 

Колыбель человечества

В новейшее время историческая наука на основе археологических фактов позволяет с полным основанием говорить, что Западная Сибирь является территорией формирования древнейших культур человечества.Сегодня уже не вызывает сомнения, что по сибирским рекам и степям проходили древние и средневековые торговые пути, происходил многовековой диалог культур и цивилизаций.И, видимо, не случайно, многие европейские ученые считали таинственные просторы Сибири Великой Тартарией(Исмагил Шангареев: Тартария – прообраз Евразийского союза в XXI веке.https://oren.ru/ismagil-shangareev-tartarija-proobraz-evrazijskogo-sojuza-v-xxi-veke/)

Особо хотелось бы отметить исследования фламандского картографа Абрахама Ортелий в 1570 году опубликовал атлас мира «Зрелище круга земного». В этом издании Тартария располагалась между Московией и Дальним Востоком.

tat17

Именно здесь, как считал французский путешественник Франц Тотт, располагалась колыбель человечества. В своих «Мемуарах о турках и тартарах» (1784 г.) он написал, что самые первые люди мигрировали из Тартарии на юг и на запад, заселив Китай, Тибет, Индию, а позднее и Европу.

Особый интерес представляют результаты экспедиции Ермака, о подлинной сути которой будет сказано ниже. Здесь же предваряя тему «покорения Сибири» следует отметить, что наряду с военными успехами этой экспедиции, которые были не обосновано преувеличены, казаки Ермака, по сути занимались археологическими изысканиями, а не завоеваниями. В «Сибирском вестнике» говорится об огромном количестве находок, сделанных на сибирских курганах казаками. «В основном, это были изделия и чугуна! Пластины с изображениями и письменами, фигурки, изображающие людей, зверей птиц, и т.п. Напомню, что в Европе чугун научились производить только в девятнадцатом веке».

tat18

Осмелюсь высказать предположение, что остаточным этносом некогда высокоразвитой цивилизации Сибири (возможно сердцаТартарии) были Тунгусы. Ссыльный декабрист и друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер называл тунгусов «аристократами Сибири», а первый енисейский губернатор Александр Петрович Степанов отмечал, что «их костюмы напоминают камзолы испанских грандов…». 

В этой связи, важно отметить, что Сибирские татары стали единственным народом, который построил на обломках древних культур, свою государственность, сформировал неповторимый ареал самобытной культуры, выстроил духовные основы социальной жизни на основе религии ислама.

 

Сибирские татары – пассионарии Сибири

tat19tat19

Сибирские татары в свете исследований Л.Н.Гумилева могут рассматриваться как носители потенциальной пассионарности тюрко-славянского этноса на территории Сибири. Многие исследователи могут увидеть в этом утверждении преувеличение. Но давайте обратимся к сути вопроса отстранившись от всех привычных стереотипов.

Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Не это ли взаимодействие мы наблюдаем в случае с, так называемым, «покорением» Сибири?

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» - утверждал М.В.Ломоносов в ХVIII веке. И это не просто громкая фраза, но главный вектор развития России как самостоятельной цивилизации.Давайте попробуем взглянуть на начало тюрко-славянского этногенеза в Сибири как на развитие процесса формирования государства Российского, которое многое унаследовало от «золотоордыских порядков», и, прежде всего, тенденцию к расширению, к освоению новых ландшафтов.

 

Как это было?

«Что скажет история?» — спрашивал Бернард Шоу. И сам же отвечал на свой вопрос: «История, сэр, солжет, как всегда». В первую очередь это касается легенды о покорении Сибири Ермаком. Реальная экспедиция, реальные люди. Но! География и даты – вызывают много вопросов. Суть событий тех легендарных дней не раскрыта, а преподнесена как разбойничий набег на Сибирское ханство, которое удалось завоевать в течении с 1581 по 1585 гг. усилиями 840 лихих казаков.

Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Подобные подвиги, уместные в русских народных сказках, в учебниках отечественной истории выглядят как грубая насмешка над здравым смыслом.

Известно, что вся это история о покорении Сибирисформировалось,в значительной степени,благодаря «Сибирскому вестнику» Г.И. Спасского. Однако не будем строго судить авторов легенды о покорении Сибири. Мотивы, которые ими руководили казались им благими, как, впрочем, все, что требует любая политика во имя торжества тех или иных идей.

Бесспорно, легендарный поход Ермака на территорию Сибирского ханства, положил начало русскому освоению Сибири.Однако это была экспедиция, военная составляющая, которой была лишь неизбежным фоном. Главным итогом этой экспедиции стали записки, содержащие   описание быта и нравов народов Сибири, географии, растительности, и что особенно примечательно, описанию множества древних курганов, городов и крепостей, о происхождении которых сами сибирские татары уже ничего не помнили.

По законам экономики

Экспедиция Ярмака - это проект купцов Строгановых, которые отправили не одну подобную экспедицию в Западную Сибирьдля скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару.Другое дело, что не все это у них получилось.

 

Ради справедливости надо сказать, что инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после падения Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной.

Природное богатство Сибири — пушнина — издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность сказочного обогащения.

Присоединение Сибири к России происходило в первую очередь по законам экономики, межэтническая интеграция была потом. Регион сулящий сказочные возможности обогащения манил к себе не только купцов Строгоновых, но многие тысячи предприимчивых людей.Западная Сибирь – это российский Клондайк.

 

Профессор Принстонского университета Стивен Коткин писал:

«В 1747 году Акинфий Демидов получил разрешение царя на открытие шахт и плавку металлов на заводах в южно-сибирском регионе под названием Колывань-Воскресенск. К 1800 году промышленность Колывани выросла больше, чем в Англии, Голландии и нескольких европейских стран вместе взятых».

Социально-экономический потенциал этого гигантского региона России до сих пор до конца не раскрыт и требует активизации системы этногенез-ландшафт, в которой ключевую роль должны играть исконные народы Сибири и, в первую очередь, Сибирские татары.

В XXI веке, как никогда прежде, становится очевидным, что информационная открытость прошлого, залог построения будущего, в котором каждый народ, должен занять свое достойное место как носитель неповторимой культуры, традиций, языка.

Беспристрастная оценка исторической роли Сибирских татар в освоении Западной Сибири должна быть сегодня дана с позиций теории построения государства российского как «цветущей сложности» народов.Прежде всего, следует признать, что Сибирские татары один из татарскихсубэтносов,сыгравших ключевую роль в формировании Российской цивилизации, «могущество» который в последние пять веков «прирастало Сибирью».  

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Исмагил Шангареев: Этническая мозаика Татарского мира: татары – мишари

Печать

tat20

Лабиринты этногенеза тюркских народов России до сих пор ведут многих ученых в тупики, которые возникают как следствие длительной системной мифологизации истории. История Татарского мира переписывалась так часто, и так основательно, что редко можно встретить исследование, в котором свозь наслоение мифов и откровенных фальсификаций проступали бы черты реального положения дел в прошлом.

Татарский мир явление негомогенное: внутри его есть локальные группы, которые возникали в следствие различных исторических иприродно-географических причин. Одной из таких групп являются, безусловно, мишари -  субэтническая группа поволжско-приуральских татар.

В этногенезе татар-мишарей традиционновыделяют три основных компонента: булгарыкипчаки и буртасы, а также мочар (Р.Г. Мухамедова). Вместе с тем, единого мнения о происхождении субэтнической группы мишари до сих пор не существует, что, впрочем, свидетельствует не о разночтении в трактовке исторических фактов, но о многовекторности этнических процессов, приведших к появлению этого субэтгнического образования.

 

Многовекторность этногенеза татар-мишарей

Вектор основанный на буртаской теории, сформировался на основе изучения   русских летописей и грамот XIII—XVIII вв., в которых наряду с этнонимом «мишар», в отношении мишарей параллельно употребляется этноним «буртас».

Впервыебуртаская теория была выдвинута Ф.Ф Чекалиным в XIX веке и поддержана Б. А. Васильевым, который основываясь на первоисточниках доказывал, что этноним «буртас» вплоть до XVI века употреблялся как прямой аналог этнонима «мишар».

В этой связи, особый интерес представляет булгаро-буртаская концепция происхождения мишарей, выдвинутая А. Х. Халиковым, который считает, что предками татар-мишарей являются булгаризированные буртасы. Ниже мы особо остановимся на этой концепции, так как она позволяет не только увидеть главные истоки формирования субэтноса мишарей, но, и, дает возможные вариации эволюции булгарского этноса в целом.

Вектор основанный на мещёрской теории, которая базируется на предположении, что в процессе межэтнической интеграции племя финно-угорской группы мещера, жившее в I тысячелетии н.э. в бассейне реки Ока и относящееся к финно-угорской группе, стало частью тюркского, а точнее татарского этногенеза. Надо сказать, что эта гипотеза была высказана выдающимся ученым В.В. Радловым и получила развитие в трудах не менее крупного исследователя истории народов Евразии С.П. Толстого, который, не испытывая никаких сомнений, утверждал, что «в лице русской мещёры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела».

Утверждение Толстого, чей научный авторитет не вызывает сомнения, делает субэтническую группу мишари одним из классических составляющих этногенеза народов Евразии, наглядно показывая, как происходило формирование тюркской и финно-угорской доминант в процессе межэтнической интеграции, ставшей фундаментом Российской цивилизации. Мишари отразили дуализм в формировании Русского мира, который до сих пор очень поверхностно исследован с позиций тюркской, а точнее булгарской составляющей. В статьях, которые я планирую опубликовать в ближайшее время, мне, возможно, удастся хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Вектор основанный на Золотоордынской теории, согласно которой мишари — это потомки населения Золотой орды (Г.Н. Ахмаров), представляется мало убедительной хотя бы уже потому, что она основывалась преимущественно на материалах нижегородских и симбирских татар.

В наши дни Золото-ордынская теория разбивается также о вновь переосмысленные факты о государстве Тартария, которое простиралосьболее чем наполовину евразийского континента и было не локальным явлением, а частью некой гигантской системы управления.

tat21

Карта Тартарии голландского картографа Виллема Янсзона Блау, чье произведение Владимир Путин преподнес в дар Минтимеру Шаймиеву на его 80-летье.

 Сегодня Тартария и ее народы не просто забыты. Историческое полотно подлинных событий до петровской эпохи настолько тщательно затерто, что трудно различить даже самые незначительные намеки на реальность. Мишари это всего лишь капля в океане этногенеза Тартарии, частичка «верхней части культурно-исторического айсберга» каким была Великая Тартария.

Говоря о татарах – мишари в контексте пока до конца непризнанной истории Тартарии важно понять, кем же на самом деле были тартары? Какие народы в прошлом обладали «общеазийским сознанием» (термин, введенный Велимиром Хлебниковым).

Первое, на что, думаю, надо обратить внимание, так это на полиэтническую сущность феномена Тартарии – страны, занимающей практически все пространство Евразии, кроме едва заметного (на ее фоне) географического образования в виде Западной Европы.

Какой этнос на бесконечных просторах Тартарии являлся системообразующим?

tat22

Традиционный образ татарки-мишари

На начальном этапе, безусловно это были тюрки, большую часть которых составляли татары, но по мере интеграции на западе Тартарии, начал формироваться системообразующий тюрко-славянский суперэтнос. И тут татары-мешари представляют собой редкий феномен, когда один небольшой субэтнос дал начало татарской и финно-угорской линии, позволяя увидеть корни народов России, которые переплетены и связаны между собой питая единую «цветущую сложность».

 

Тарары-мешари – самостоятельная ветвь в этногенезе Татарского мира

Многовекторность мнений о происхождении татар-мешаризначительно затрудняет выработку единой позиции по их происхождению, но дает ценный материал для открытия новых горизонтов Татарского мира. Казалось бы, узкая тропинка одного небольшого субэтноса, а сколько материала для смелых и принципиально новых утверждений. В этой связи, нельзя не обратить внимание на небесспорные, но достаточно веско аргументированные заключения заведующего отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ, филолога и историка Мирфатыха Закиева.

Будучи, прежде всего, филологом Закиев делает вывод, что «то, что сейчас официально называется татарской нацией, — это представители двух диалектов». С одной стороны, Закиев выделяет — мишар, говорящих на огузском языке, близком к турецкому, туркменскому, азербайджанскому, гагаузскому. С другой стороны — это косаны, или кусаны, то есть «ку» — значит белый, «саны», или «суны» («хуны»), — белые гунны, кторые говорят на кыпчакском языке, на языке казахов, киргизов, татар (сегодняшнее название нации), башкир». Подобный вывод, позволяет говорить о мишарах не просто как о субэтносе, но выделять их как самостоятельную ветвь в этногенезе Татарского мира.

Для Закиева как историка важно, что, проведя филологическое дифференцирование, мы отчетливо видим, что булгарские корни татар не единственные и возможно, не главные, так как до них были кушанские (кусанские) корни. Кушанская империя как древний исток Татарского мира, представляется Закиеву не заслужено забытой. «Почему-то Институт истории им. Марджани об этом даже не знает, не сообщает – пишет Закиев, отмечая, что в первом томе «Истории татар» говорится о том, что наши предки были булгарами, а о кусанах, кушанах, то есть о наших кыпчакоговорящих предках, там ни слова».

Целиком и полностью разделяя искреннюю озабоченность Закиева о том, что в истории Татарского мира есть столь серьезные пробелы, хотелось бы особо отметить, что кушанская и булгарская составляющие этногенеза татар в равной степени несут в себе культурно исторические смыслы Татарского Мира, являются корнями одного этнического древа татар.

Однако главным выводом М. Закиева, безусловно является его утверждение о том, что если рассмотреть современную территорию древнего Булгара, то можно наблюдать, что сейчас там живут мишары, которые, как и их предки, говорят на огузском наречии.  Больше того,булгары, по мнению Зайкова «участвуют в формировании Восточной Византии со столицей Константинополем, т.к. местом, их постоянного проживания были окрестности Константинополя. Их тогда называли не мишарами, а акацирами. Хотя у обоих названий одно значение».

Очень важным представляется предположение, что у Великого Булгара была столица Фанагория. Закиев считает, что название города Фанагория булгарское — происходит от «хун» и «огур», то есть смесь хунов и огуров. При всей спорности этой гипотезы, позволю себе предположить, что Фанагония могла быть городом, где сошлись две близкие в то время культуры – булгар, акциры (мишари) и греки, чья цивилизация под влиянием реакционного христианства клонилась к упадку.

В этой связи, то, что М. Закаев категорически противопоставляет греков и акциров выглядит мало убедительным, ападение Византии было предопределено вовсе не этническими противоречиями. Согласно исследованиям В.И. Исхакова: «…все начиналось в еще 529 году н.э. в Византии, когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах и учёные, большинство которых составляли несториане, под влиянием церковной реакции были вынуждены совершить массовый исход, унося с собой бесценные труды античных мыслителей».  Именно церковная реакция, а не противоречия между греками и булгарами, привели к тому, что Константинополь в результате упадка культуры и науки постепенно трансформировался в Стамбул, который принял эстафету Мусульманского Ренессанса VIII-XII вв.

Таким образом, татары-мишари не просто субэтнос Татарского мира, но по сути современные булгары, которые всегда были в центре татарского этногенеза, который включал не только уникальные векторы развития на территории современной России, но детерминировал развитие полиэтноса Османской империи, несомненно определяя ее исламскую составляющую в условиях многовековой интеграции различных народов вокруг трона великих Османов.

Сведения об авторе:

tat23

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

Страница 32 из 99