Обновлено:21-10-2020 14:19

Бизнес

Бизнес

Как возник и завершился бизнес по мелкооптовой доставке продуктов на дом

Печать

Всего 25 лет назад в России появился бизнес по доставке мелкооптовых партий продуктов на дом. Граждане запасались мешками продовольствия, напуганные последствиями экономических катаклизмов в стране.

Советские инвестиции в мешок картошки

Поначалу это стимулировал дефицит продуктов и талонная система позднего СССР. Затем обесценились сбережения в банках в 1992-м, гиперинфляция подстегнула стремление купить домой мешок сахара и мешок муки. Из всех видов инвестиций жителям постсоветского пространства стали доступны лишь инвестиции в бакалею и крупы мелким оптом.

Впрочем, нельзя сказать, что покупка продовольствия мелким оптом - лишь следствие бурных перестроечных лет. Еще в благополучные советские годы каждую осень советские граждане закупали картофель мешками, который хранили в подвальных помещениях. Это было многолетней традицией: предприятия на территории подшефных колхозов выращивали картошку, которую потом доставляли своим сотрудникам домой.

Возле многоэтажных домов можно было наблюдать каждую осень такую картину: десятки людей расстилали мешки во дворах, чтобы просушить картошку из колхозов, перед хранением в зимнее время.

"Сахар в мешках нужен?"

В начале девяностых граждане стали запасаться мешками сахара и круп. Это стимулировало появление оригинального бизнеса. Владельцы пятитонных ЗИЛов приезжали во дворы, а их продавцы оповещали граждан, что приехала машина с сахарным песком. Затем желающие могли заказать мешок сахара с доставкой себе в квартиру.

"Это было массовым явлением в 1996-м. Помню, как всего в одном дворе за день раскупили 5 тонн сахара",- вспоминает Дмитрий К., индивидуальный предприниматель 90-х годов.

Осенью сахар заменялся на овощи. К тому времени уже появились оптовые базы, на которых покупали не только картофель или капусту, но и лук репчатый оптом по низким ценам. Личный автотранспорт был развит плохо в первые годы рыночных отношений и доставка мешками стала альтернативой собственной машине.

Закат мешочного бизнеса

Такой бизнес сошел на нет в начале 2000-х годов. Массовая экспансия торговых сетей сделала доступными приобретение сахара и круп порой в круглосуточном режиме. А стабильная финансовая система сделала невыгодной инвестиции в мешок сахара. Граждане массово отказывались от покупки сахара, муки, гречки и риса домой, поскольку все эти товары продавались рядом с домом. Так в течение всего нескольких лет закончился мешочный бизнес. Под давлением супермаркетов и гипермаркетов малый бизнес сначала сменил пятитонные грузовики на "Газели", а затем и вовсе прекратил свое существование.

Организация дегустаций стала инструментом в конкурентной борьбе

Печать

Конкуренция на рынке продуктового ритейла в Москве и Московской области обостряется в последние пять лет. Несмотря на общую экономическую стагнацию в стране, население столичного региона увеличивается. Одно только Подмосковье прибавляет ежегодно свыше 100 тысяч жителей, что сказывается и на покупательной способности.

Продуктовые ритейлеры также наращивают экспансию в столице и близлежайших районах области. Открываются как форматы супермаркетов шаговой доступности, так и гипермаркеты. На расширение последних форматов делают ставку такие торговые гиганты как "Лента" и "Глобус".

Показательна конкуренция торговых сетей в новых районах. Так, на юго-западе три года назад был открыт гипермаркет "Лента". Покупатели привлекались такими способами как акционные скидки и проведение дегустаций. Постепенно торговля активизировалась, ориентированная на жителей Солнцево и Ново-Переделкино, проезжавших по Киевскому шоссе.

Спустя два года, возле станции метро Саларьево появился гипермаркет "Глобус". Удобная транспортная доступность и проведение постоянных дегустаций привлекли жителей ЖК Саларьево-парк, а также микрорайонов города Московский. Покупательский поток из Солнцево и Ново-Переделкино быстро переориентировался от гипермаркета "Лента" к его конкуренту. Итог стал предсказуем: руководство "Ленты" приняло решение закрыть свой проект на другой стороне Киевского шоссе.

Одним из конкурентных преимуществ "Глобуса" стало наличие собственного производства, значительно облегчавшее поставку продуктов для дегустаций. Собственное хлебопечение и производство мясных продуктов пользуются популярностью у потребителей гипермаркета.

Тем не менее, общее количество торговых точек "Ленты" в столичном регионе увеличивается одновременно с ростом числа потенциальных покупателей в регионе. По всей видимости, можно ожидать открытия гипермаркетов и в старых районах Москвы, где планируется реновация и численность населения увеличится в несколько раз.

Страница 5 из 272