Обновлено:27-03-2024 08:08

Статьи Московский регион в лицах Патриарх Кирилл: Хочу сказать вам о том, что является жизненно важным для каждого из нас

Патриарх Кирилл: Хочу сказать вам о том, что является жизненно важным для каждого из нас

Печать

13 сентября в день праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с Первосвятительским визитом Коломну. Помимо прочего, Патриарх посетил открытый урок "Духовные родники Подмосковья" в Конькобежном центре Московской области.

«Как хорошо, что наша встреча имеет важную тему духовного воспитания человека. Хочу сказать вам о том, что является жизненно важным для каждого из нас», - сообщил Святейший Патриарх Кирилл Предстоятель Русской православной церкви на открытом уроке «Духовные родники Подмосковья».

О призвании.

Святейший Патриарх отметил, что призвание — это внутренняя сосредоточенность человека на определенной сфере деятельности.

«Это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению в жизни. От призвания зависит человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, работа становится скучной и тяжелой. Мудрый человек сказал, работаешь ли ты по призванию или нет, проверь свое состояние (состояние духа - прим. ред.). Если после отпуска ты с радостью идешь на работу – значит, по призванию работаешь. Если идешь с воспоминаниями об отпуске и с тяжелыми мыслями о неинтересной рутине – значит, не по призванию работаешь. Человек, работающий по призванию, счастлив, даже если работа не всегда достойным образом оплачивается. Внутренний подъем, радость от совершаемой работы компенсируют материальные недостатки. Призвание формируется в детские и юношеские годы. Вот почему детство и юность являются важнейшим этапом в жизни. Но нужно помнить, что в эти годы как раз формируется счастье человека и его призвание. Это очень ответственный этап в жизни. Большое влияние оказывает образование. Древняя мудрость гласит: учение без размышления – пустое занятие. Но и размышления без учения – опасное занятие. Необходима постоянная работа ума», - отметил Патриарх.

Патриарх пожелал школьникам учиться и работать по призванию. Также Святейший Патриарх Кирилл говорил о важной роли педагога в воспитании детей. «Не может быть плохой человек хорошим педагогом», — особо подчеркнул Патриарх. Затем дети-участники открытого урока вручили Его Святейшеству цветы.

Об учении.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание на роль образования в жизни человека. На открытом уроке «Духовные родники Подмосковья» 13 сентября в Коломне Святейший Патриарх Кирилл в Первосвятительском слове обратил внимание, что на выбор призвания в жизни человека оказывает образование.

«Древняя мудрость гласит: учение без размышления – пустое занятие. Но и размышления без учения – опасное занятие. Необходима постоянная работа ума, чтобы воспринять то образование, которое дается в школе. Через самого себя необходимо пропустить и принять то, что дается учебой. И понять, в какой момент сердце отзовется: вот это – моё, это мне интересно. Тогда перестает быть скучным изучение дисциплин», - отметил Патриарх.

«Мудрому старцу Дорофею, жившему на Руси в конце 6-го, начале 7-го веков, в юности трудно давалась учеба. Он бежал от книг, прикосновение к ним, казалось ему прикосновением к злому зверю. Он бежал от учебы. Но в какой-то момент начал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом он вспоминал в своих книгах, что учение стало для него всем, что он искал. Читая книги, он забывал о еде и питье, настолько было интересно ему погружаться в мир науки, в чтение книг», - привел пример из истории Святейший Патриарх.

О силе воли.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего первого визита в Московскую область обратился к школьникам с советом, как воспитать силу воли.

Патриарх Кирилл в Первосвятительском слове с пониманием отозвался о современной жизни и призвал учащихся воспитывать свою волю, понуждать себя к труду. Как Патриарх, будучи юным, готовился к экзаменам, говорит пример из его личной жизни.

«Я вспоминаю, как, оканчивая школу, готовился к экзаменам. Это было весной, погода была прекрасная, из окон доносилась мелодия тогда очень-очень популярной песни. Я выглянул на улицу. Меня так потянуло туда, так захотелось быть там с друзьями, там было так весело, так красиво. Но я взглянул на свои учебники и подумал: а может сейчас что-то самое главное в моей жизни решается?! Закрою окно, сяду за письменный стол или пойду на улицу? И может, от этого поступка, будет зависеть вся моя дальнейшая жизнь?

Я еще взглянул в окно. Еще подумал. Я закрыл окно, даже занавески задвинул, хотя это было днем. Стал готовиться к экзаменам.

Я вспоминаю этот случай потому, что знаю, что вы сейчас проходите через те же самые заботы, но сейчас еще больше соблазнов. Постоянно телевидение присутствует в наших домах, компьютер, способный передавать информацию, но также и отвлекать от нее. И сейчас, как никогда требуется способность управлять своими мыслями, своей волей, управлять своими поступками. Способность понуждать себя является великой способностью человека. И вы, именно в этой сфере своего личного бытия, сейчас сдаете самый главный экзамен жизни на вашу зрелость. Никакой самый замечательный педагог будет не способен передать вам знания, свой опыт и образ, даже прекрасный образ, если у вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствиях, развлечениях, с тем чтобы концентрировать внимание на учении», - подчеркнул в своем обращении Патриарх.

Об искусстве педагога, о труде учителя.

Святейший Патриарх Кирилл во время своего первого визита в Московскую область в Первосвятительском слове отметил, что «великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть путеводителем, экскурсоводом по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей». Патриарх также отметил, что в педагоге «все должно быть прекрасно, учитель должен быть подвижником, так как его труд требует аскезы, внутреннего подвига».

По словам Патриарха Кирилла, никакой педагог не может передать «свой прекрасный образ», если сам не сможет ограничивать соблазны.

«Сейчас существует некий кризис в отношениях поколений. Часто педагоги не могут понять, не могут достучаться до сердец своих учеников. Все в педагоге должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но самое главное - должна быть внутренняя прекрасная жизнь. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником потому, что от его душевного и духовного состояния зависит успех его дела. Плохой человек не может быть хорошим педагогом - точно так же, как священник. Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, внутреннего подвига. Без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым словом педагога», - подчеркнул он.

Патриарх призвал также и учащихся воспитывать свою волю, понуждать себя к труду и учебе. «Никакой самый замечательный педагог будет не способен передать вам знания, свой опыт и образ, даже прекрасный образ, если у вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствиях, развлечениях, с тем чтобы концентрировать внимание на учении», - сказал он.

О нравственности и интеллекте.

По мнению Патриарха Кирилла, важно, чтобы молодежь строила свою жизнь в соответствии с призванием.

«Дай Бог, чтобы, обучаясь в школе, вы нашли свое призвание. Речь идет не только о престижной работе. Любой труд приносит удовлетворение, если человек трудится по призванию. Когда соприкасаешься с трудовой деятельностью, тогда происходит реальное воплощение мечты», - сказал Патриарх.

Вне зависимости от профессионального призвания есть еще и другое призвание у каждого человека. Патриарх напомнил о притче, о которой говорил в день праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, на литургии в храме Архангела Михаила в Коломне Московской области.

«Притча повествует о богатом человеке, который пригласил на брачный пир своего сына друзей, но они отказались пойти на свадьбу. Каждый был занят свом делом и не откликнулся на приглашение. А господин тот открыл двери для всех, кто хотел бы прийти на пир. Смысл в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. У каждого есть призвание быть с ним - с Богом. Одни так сильно чувствуют это призвание, что идут в духовные семинарии, учатся служению Богу. Не для всех это призвание так сильно определяет жизненный путь, но определяет формирование интеллектуального и нравственного сознания. Если откликнемся на Божье призвание, мир будет совсем иным», - рассказал Предстоятель Русской православной церкви.

О свете и смысле в жизни.

«Жизнь будет совсем иной, в ней буде много добра света и правды, если мы откликнемся на Божье призвание. Когда свои профессиональные призвания мы соединим с нашим общим призванием пред Богом, тогда зазвучат Божья Правда и Благодать. Как в лучах солнца переливается драгоценный камень, так всеми гранями засверкает наша жизнь. Потому что Бог - это свет, а без света никакой драгоценный камень на виден. Он просто предмет. Его нужно облучить светом, чтобы заметить. Бог есть тот свет, который облучает нас своей благодатью. В свете этой благодати отображается человеческий талант, и многообразие, формирующее единую красоту мира. Дай Бог, чтобы через эти уроки духовной культуры в школах была явлена вам красота мира», - пожелал Святейший Патриарх Кирилл Предстоятель Русской православной церкви всем присутствующим на открытом уроке «Духовные родники Подмосковья».

Записала и подготовила Татьяна Семенова

This content has been locked. You can no longer post any comment.