Народный артист Станислав Железкин более 15 лет руководит мытищинским театром кукол «Огниво». За это время театр вышел не только на столичный, но и на международный уровень. С художественным руководителем театра «Огниво» и депутатом Совета депутатов Мытищинского района Станиславом Железкиным встретился корреспондент ИА «ЦентрИнформ».
- Почему вы стали депутатом?
- Это хороший вопрос. В своей работе я стал сталкиваться с непониманием. Изготовить куклу авторской работы стоит больших денег, а люди этого не понимают. Совет депутатов - общественный орган и должен быть представлен людьми разных специальностей. Я работаю в сфере культуры и считаю, что она должна быть достойно представлена в совете.
- Можно ли сказать, что Москва выделяет городским театрам больше денежных средств, чем область своим?
- По финансированию культуры Московская область находится на одном из лидирующих мест. Работники культуры Подмосковья получают больше, чем работники театров Москвы. Это создавалось с целью закрепить кадры в области и не дать им уйти в столицу. Государство предоставляет суммы, которые можно назвать унизительными, поэтому оба театра в Мытищах строились за счет области и района.
- Кризис уже ощущается?
- Пока что грех жаловаться. Говоря о кризисе, я считаю, что его создали сами работники финансовой сферы. Если их не упразднить, причем до 70%, кризис преодолеть не удастся. На каждого артиста театра приходится по три работника экономического управления. Конкурсы, финансовые тендеры на художников приводят к гибели бюджетной сферы. Художник индивидуален, он является личностью. Нельзя сравнивать творчество Петрова-Водкина и Шишкина. Это два разных художника, а финансисты решили, что можно им устроить конкурс.
- Как вам удается быть и художником и разбираться в тоже время финансовой сфере?
- Искусство - это 6% от бюджета любого региона, будь то РФ, область или муниципальное образование. Это очень мало. Ближе к 10% приближается Самара, Кубань и Московская область. Театр нуждается сегодня в финансовой поддержке. Если мы не поддержим детские театры, это выльется в трагедию. Дети пойдут за воспитанием на улицы. А это уже вопрос государственной безопасности. В нашей стране должно развиваться гармоничное и здоровое общество, которое мы должны воспитать.
- Сейчас зрители также посещают театр, как и 10-20 лет назад?
- Многие полагали, что театр погибнет, но это не так. У людей всегда была потребность в хлебе и зрелищах.
- Может быть, люди стали находить для себя нечто новое в театре? Мы привыкли к быстроте смены кадров на экранах кино и телевидения…
- Зритель идет в театр, чтобы остаться один на один с собой ответить на следующий вопрос: «Правильно ли я живу на этой земле. Я созидаю или разрушаю?» Театр - это воспитание и понимание жизни не столько с помощью разума, сколько с помощью чувств и личных эмоций. Если театр оставляет жителя равнодушным - это плохой театр. После нашего спектакля «Ревизор» многие говорят, что это сегодняшнее государство.
- А вам удается добиться такого эффекта?
- Не совсем. Мы все-таки больше стараемся бороться с невежеством. У нашего театра просветительская миссия.
- Кого больше приходит на спектакли - мытищинцев или москвичей?
- 50 на 50. Приезжают даже из других городов области.
- Вы наблюдаете, как изменяется город. Можно ли это назвать закономерным процессом?
- Меня пригласил создать этот театр ныне покойный Анатолий Астрахов (с 1991 по 1999 год - глава Мытищинского района – прим. редакции). Это был очень образованный и интеллигентный человек. Он создал в Мытищах два театра - наш театр и театр ФЭСТ. Преемственность была весьма положительной. Следующий глава, Александр Мурашов, построил здание нашего театра и достроил ФЭСТ. Сегодняшний глава, Виктор Азаров, поставил одним из первых вопросов, когда пришел на должность главы района, вопрос о материально-техническом оснащении зданий культуры. Государство тогда живет, когда есть национальная культура. Идет закономерный процесс развития района. Конечно, в плане социальной политики много недостатков, но они объективны.
- Что хотелось бы изменить?
- Во-первых, если говорить о власти вообще, то ощущается отдаленность от населения, с которой надо бороться. Во-вторых, привести в порядок микрорайоны. Развить в них инфраструктуру необходимую для существования, строить поликлиники и школы. И в третьих: я бы поднял вопрос о пенсии - самый болезненный. Ветераны не могут получать столь ничтожную сумму в качестве пенсии.
- За свою жизнь вам часто приходилось работать и жить во многих городах России. В Мытищах надолго останетесь или уже думаете о следующем пункте назначения?
- Я уже не собираюсь ничего менять. Помню, в Тюмени меня поселили на одной лестничной площадке с нынешним главой Ямало-Ненецкого автономного округа Юрием Нееловым. Как только я переехал в Московскую область, мне предложили поселиться в трехкомнатной квартире. Я ни одного дня за столько лет работы артистом не был обделен жильем. Поэтому у меня нет оснований огорчаться по поводу отношения к себе властей.
Беседовала Анна Украинцева
Железкин Станислав Федорович родился 13 августа 1952 года, в Волгоградской области, г. Михайловка.
Указом Президента Российской Федерации №824 от 21 мая 2008 года ему было присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации».
Является основателем и бессменным руководителем Мытищинского театра кукол «Огниво». Как режиссер осуществил более 60 постановок во многих городах России и за рубежом.
Театр кукол «Огниво» под руководством Станислава Федоровича Железкина более 60 раз принимал участие на международных и российских фестивалях и получил 14 высших наград Гран-при».
Доцент Ярославского государственного театрального института.
В 2005 году присвоено звание «Почетный гражданин Мытищинского района».
В июне 2005 года Станислав Железкин стал первым лауреатом Международной продюсерской премии КУКАРТ: « За создание первой в России уникальной инфраструктуры театра кукол».