Корреспондент ИА «ЦентрИнформ» побеседовал с лучшим педагогом Московской области в 2008 году. Им был признан учитель физики школы №19 города Ногинска Вадим Муранов.
- Ваши родители тоже были учителями?
- Нет. В моей семье учителем была только бабушка. Работала она с детьми из асоциальных семей, вообще это был великий человек. Отец у меня по профессии шофер, а мать химик, закончила Менделеевский институт, сейчас работает охранником на предприятии.
- Что повлияло на выбор профессии учителя?
- Наверно, какие-то изменения в личной жизни. Дело в том, что, будучи студентом четвертого курса Энергетического университета, я женился. Что-то во мне изменилось, и я решил попробовать себя в школе. Просто попробовать, потому что оставаться в этой профессии я не планировал. К тому же в Энергетическом институте я хорошо учился, поэтому знания свои хотелось применить на практике. Постепенно я втянулся.
- То есть вам понравилось преподавать?
- Понравилось - не совсем подходящее слово. Я почувствовал себя на своем месте.
- Что самое привлекательное в вашей профессии?
- Самое привлекательное для меня это общение с молодостью. Если вкладывать в детей душу, они отплатят тем же.
- Многие педагоги жалуются, что в последнее время увеличилось число родителей, готовых в большей степени вкладывать в детей материально и одновременно меньше времени уделять воспитанию. Вы согласны с этим?
- Число таких родителей конечно увеличилось. Но с другой стороны к этому их вынуждает сегодняшняя жизнь. Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится много работать, чтобы прокормить семью. Поэтому дети находятся весь день на внимании школы. Другой вопрос в том, что родители школу откровенно эксплуатируют.
- Каких детей больше? Детей из материально обеспеченных семей или из семей среднеобеспеченных?
- В нашей школе больше детей их семей среднего уровня. В прошлом году выпускал одиннадцатиклассников, среди которых многие уже бывали, а некоторые и жили за границей. Если взять российские школы в целом, то конечно, за последние 7 лет уровень семейной обеспеченности возрос. Но в школах, в которых я работал и работаю, учатся дети из среднеобеспеченных семейств.
- Среди общей массы учеников, попадаются талантливые дети?
- Таланты есть, но их не так много. Больше способных детей. Не даром говорят: талантливый человек талантлив во всем. Редко встречаются талантливые дети, которых их же собственный внутренний талант подхлестывает, и знания им даются легко.
- А как вы сами учились в школе, какие предметы любили?
- Учиться я всегда любил, но ботаником за это не прозвали. До 10-11 класса учился хорошо, а потом во мне начал проявляться бунтарский дух. В результате из уроков по математике стал посещать только контрольные работы и то, чтобы только одноклассников поддержать. Многие у меня списывали.
- А сами теперь как относитесь к списыванию, будучи по другую сторону баррикад?
- Не могу сказать, что очень строго. Я не люблю бессмысленное копирование. И своим ученикам пытаюсь втолковать, что они не ксерокопировальные аппараты, а люди.
- Появляется ли у вас усталость от работы?
- Усталость есть. Причем появилась она лет 5 назад. Это усталость от борьбы с реальностью. Представьте себе, что приходится каждый день прикладывать усилия, чтобы изменить отношение к своему предмету. Не всегда это получается. Я пришел к выводу, что тех детей, которые пошли по неверному пути жизнь непременно потрясет, только тогда они все поймут.
- Вы были готовы к получения такого звания, как «Учитель года»?
- Нет, к званию не был готов, все произошло довольно неожиданно. Это не явилось каким-то ожидаемым результатом моего труда.
- Чего бы хотелось в будущем?
- Хотелось бы увидеть побольше реализованных учеников. Реализованных в жизни и карьере.
- Учитель – это творческая профессия?
- Конечно. Чтобы развить в ребенке творческие способности, необходимо самому быть творческим человеком. Однако при сегодняшнем мобильном темпе, в котором мы живем, творчество просто закисает.
- Какие проблемы возникают у вас при работе с классом?
- Основная проблема в том, что физика - предмет, который не подлежит дифференциальному разделению, как, например, английский язык. Школьная программа предполагает большое количество различных предметов. Одним физика нужна в большей степени, чем другим. Но за 45 минут урока приходится уделить одинаковое внимание каждому ученику, и тому, кто сдает этот предмет на вступительных экзаменах в вуз, и тому, который напишет итоговую контрольную работу и свободен.
- Учитель учит или воспитывает?
- Учитель направляет, где-то поддерживает. Основная работа по воспитанию лежит на родителях.
- Как вы относитесь к введению единого госэкзамена в систему российского образования?
- Госэкзамен это несправедливо. Могу доказать на конкретном примере. Одна из моих учениц сдавала Госэкзамен по математике. Она проделала огромную работу по решению задачи, но внесла неправильные цифры в формуляре теста. В результате получила низкую оценку при абсолютно правильном решении задания. Я считаю, что за ЕГЭ мы не видим ребенка.
- Что легче сдать: обычный экзамен по физике или ЕГЭ по физике?
- ЕГЭ сложнее, чем обычный экзамен по физике, ведь справиться с двумя устными вопросами и задачей проще, чем с тестовым заданием, состоящим из трех частей в каждой по несколько заданий.
- В США и других странах уже много лет проводят подобное тестирование, почему же у нас не получается?
- Для них это привычная форма сдачи экзамена. В Штатах детей готовят на самом раннем периоде обучения к тестированию, поэтому у американских детей это «в крови».
А мы учим детей по одним принципам, а спрашиваем по совершенно другим.
- Так с чего следует начинать введение ЕГЭ?
- Начать нужно с учителей. По-другому нужно учить. Я считаю, что экзамен введен поспешно. И учеников возрастает чувство несправедливости по отношению к школе, и нам, учителям.
- Как вы считаете, почему происходит отток молодых специалистов зарубеж?
- Отток происходит потому что молодые специалисты не видят на родине никаких перспектив в развитии. Поэтому интеллектуальная элита в России находится на более низком уровне, чем 50-60 лет назад.
- Вы считает, что современная система образования нуждается в доработке?
- Я считаю, что ее необходимо в корне менять в ближайшее время, т.к. она в принципе устарела. К ученику предъявляются слишком большие требования по образованности. В сегодняшние времена он должен обладать обширными общими знаниями, т.е. знать, что происходит в мире, в своей стране, уметь пользоваться Интернетом. Прибавьте солидный объем школьных знаний. Нагрузка на мозг накладывается большая и не у каждого ученика хватает умственных способностей, чтобы вобрать в себя столько знаний.
- В Москве запретили на выпускные употреблять энергетические напитки. Каково ваше отношение к этому запрету и к употреблению учениками алкогольных напитков вообще?
- Все хорошо в меру. Если в ребенке воспитали чувство меры, то алкоголь ему не повредит. Если в нем этого чувства нет, то бесполезно пытаться его удержать. Хотя, если бы мой ребенок пришел домой с утра после выпускного вечера пьяным, то я ему, наверное, простил бы. Кроме того, я не вижу смысла в запретах.
- Есть ли в вашей школе ученики, которые употребляют алкоголь?
- В школе конечно никто не употребляет. Это этическая норма, табу, если хотите.
- Ваше отношение к школьной форме. Нужна ли она?
- Я, как и большинство моих сверстников, форму носил. В нашей школе форма есть, но она не обязательная. Есть строгая форма одежды. К такому вопросу надо подходить с чувством вкуса, красоты и пользы. Я считаю, что если сделать что-то качественное и по выгодной цене, то почему бы не ввести форму в школе. Форма мобилизует, заставляет почувствовать причастность к определенному месту, к школе.
Беседовала Анна Украинцева