Обновлено:26-02-2021 06:21

Архив

Лучший школьный директор Подмосковья Андрей Копцов: Школа напоминала белый корабль, на котором я должен стать капитаном

Печать

Корреспондент ИА «ЦентрИнформ» побеседовал с директором муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 22» Воскресенского района Андреем Анатольевичем Копцовым, победителем областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья-2008» в номинации «Лучший директор».

- Помните ли вы тот день, когда впервые переступили порог школы в качестве директора?

- Конечно, помню. Школа №22 всегда была одной из лучших в Воскресенском районе, и я испытывал волнение оттого, как примут меня учителя, да и ребята. Но сразу почувствовал поддержку, доброжелательное отношение. И вот мы уже вместе 8 лет, и мы уже лицей, и «Лучшая школа Подмосковья – 2008».

- Какой вам показалась тогда школа?

- Школа напоминала белый корабль, на котором я должен стать капитаном.

- Какие планы вы строили, став директором?

- Став директором, строил «планов громадьё». XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому особенно хотелось научить школьников работать с компьютером, вырастить поколение «компьютерных детей», в хорошем смысле этого слова.

- Сбылись ли мечты?

- Да с таким коллективом любая мечта по плечу. А начали мы со смены технического обеспечения учебного процесса. Выиграв миллионный грант, приобрели оборудование для медиацентра. Теперь педагоги и ученики по видеосвязи могут участвовать в семинарах, конкурсах, педагогических советах, общаться со школами Подмосковья, знать, чем живет образование родного Подмосковья. В лицее 7 победителей нацпроекта «Образование». Вместе с компьютерами учителя получили интерактивные доски, мультимедийные установки, сканеры, принтеры – все необходимое для плодотворной работы в лицее. У нас три компьютерных класса, оснащённых по последнему слову техники. Все учителя окончили компьютерные курсы и теперь могут составить конкуренцию самым «продвинутым» ученикам.

- Какие проблемы ещё не решены?

- Проблемы всегда есть. И они, в первую очередь, связаны с финансовыми вопросами. Хотелось бы найти средства, чтобы купить мини-типографию, чтобы сделать хороший ремонт в актовом зале, приобрести для него современное оборудование, чтобы там могли заниматься и наши журналисты, и артисты, и танцоры.

- Школа воспитывает или учит, т.е. дает образование?

- И учит, и воспитывает. Одно без другого не может существовать. Я убежден в том, что школа должна давать хорошие знания и воспитывать чувство собственного достоинства, добропорядочность, сострадание, честность, гражданственность. Тогда из стен образовательных учреждений будут выходить достойные люди.

- Каким образом можно разнообразить расписание современных школьников: факультативы, кружки, студии. Ваше отношение к такого рода деятельности.

- У нас в лицее работают и факультативы, и спортивные секции, и научные общества, и клубы по интересам. Мы стараемся составлять расписание занятий так, чтобы школьники были заняты во второй половине дня. Но не сидели бы в классных комнатах, а ходили бы на экскурсии, встречались с интересными людьми, помогали нуждающимся.

- Как вы считаете, существует ли угроза для учеников, пока они находятся в пределах школы, например распространение алкогольных напитков, наркотиков? Есть ли такая угроза для них, когда они покидают школу и идут со сверстниками домой?

- Если говорить о нашем лицее, то такой угрозы не существует. Но когда ученики идут домой, такая угроза есть, потому что табачные изделия и алкогольные напитки продают в торговых павильонах (в нарушение закона) даже подросткам. И тут уже все зависит оттого, настроен ли ребенок их приобрести или нет.

- Как обезопасить детей от подобного вида угроз?

- Ни мы, ни родители не можем ежесекундно контролировать каждого ученика на улице, да это и ненужно. На наш взгляд, намного важнее привить ребенку навыки здорового образа жизни, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению алкогольных напитков и психоактивных веществ.

- Как обезопасить детей от улицы и уличных хулиганов? Должна ли школа брать на себя ответственность за жизнь ребенка в тот момент, когда он уже за её пределами?

- Я повторюсь и скажу, что, на наш взгляд, задачей школы является грамотная работа по адаптации детей в обществе, главное – привить детям навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. И, конечно же, система дополнительного образования дает возможность максимально заполнить день ребенка занятиями по интересам в студиях, спортивных секциях, научных обществах…, чтобы не оставалось времени на праздное времяпрепровождение на улице.

Мы берем на себя ответственность за все, что происходит с нашими учениками. Находятся ли они в стенах учебного заведения или за его пределами, мы понимаем, что только тесное сотрудничество с родителями и взаимное доверие помогут нам уберечь детей от беды.

- В Москве в этом году запретили на выпускных вечерах употреблять энергетические напитки. Ваше отношение к этому? Да и к алкоголю, все же выпускники на вечере – уже не школьники, и шампанское вполне допустимо?

- Мы придерживаемся в своей политике того, что на выпускных вечерах не должны употребляться энергетические и алкогольные напитки. Выпускники, разумеется, уже не маленькие дети, но они еще не являются совершеннолетними, а значит употребление алкогольных напитков для них недопустимо. К тому же на вечере, кроме выпускников, присутствуют учителя, которые на протяжении 11 лет старались привить своим ученикам принципы здорового образа жизни.

- Считаете ли вы, что образование в российской школе должно быть платным?

- Считаю, что образование в российской школе должно быть бесплатным. Просто многим родителям пока платное образование не по карману. Однако профильное обучение на старшей ступени может частично оплачиваться родителями - хотя бы для того, чтобы продолжение обучения в 10-11-х классах воспринималось как повышенная ответственность.

- Считаете ли вы, что питание в школе должно быть платным?

- Бесплатное питание школьников – это проблема и, наверное, не только для нас. Мы решаем этот вопрос в пользу социально незащищённых слоев. Бесплатные завтраки получают обучающиеся 1-11-х классов. Дети из социально незащищённых семей получают двухразовое питание. Остальные имеют возможность питаться за деньги. В семье не уделяют достаточного внимания питанию, а нагрузки, которые ребята переносят в процессе обучения, требуют полноценного питания в школе. Собираясь в школьной столовой, ребята также учатся и культуре общения за столом.

- Должны ли родители платить за учебники? Если да, то почему?

- Основной перечень учебников должен быть бесплатным, а вот рабочие тетради на печатной основе, справочники, энциклопедии – платными. Но не всегда бесплатные учебники удовлетворяют запросы учителя и ученика, особенно если он учится в профильном классе или классе с углубленным изучением того или иного предмета. Перечень допускаемых к использованию учебников тоже меняется быстрее, чем позволяют финансовые возможности. Без родительских средств не обойтись.

- За что стоит ввести плату в школе, а за что нет. Ваше отношение к школьной форме, нужна ли она?

- Официальную плату нужно ввести за охрану общеобразовательного учреждения. Школьная форма нужна. Сейчас в магазинах огромный выбор школьной одежды на любой вкус. Форма, прежде всего, дисциплинирует обучающихся, прививает вкус к деловому костюму, а с точки зрения гигиены играет немалую роль и ничего не говорит о благосостоянии семьи.

- Многие родители жалуются, что расписание школьников в старших классах перенасыщено. Согласны ли вы с этим?

- Максимальная недельная учебная нагрузка ученика 10-11-го класса – 36 часов. В лицее старшеклассники учатся по шестидневной неделе, поэтому нагрузка распределяется равномерно - по 6 уроков 6 дней в неделю.

- Какова оптимальная продолжительность школьного дня в младших и старших классах?

- Оптимальная продолжительность школьного дня в младших классах с 8.30 до 15.00 с учетом группы продленного дня, в старших классах – с 8.30 до 14.30.

- Должна ли школа помогать ученикам в подготовке к поступлению в ВУЗ?

- Хотим мы этого или нет, но школа повышенного статуса готовит обучающихся к поступлению в вузы. Этому способствуют элективные курсы, факультативы, углубленные, расширенные, авторские программы по предметам.

- Считаете ли вы, что учителя получают недостаточно высокие зарплаты сегодня. Сколько, на ваш взгляд, должен получать учитель в средней школе?

- Вопрос «Сколько должен «стоить» школьный учитель?» остается открытым. Педагог должен получать достойную зарплату. Это позволит сохранить высокий качественный уровень в процессе обучения. Вы спросите: «Достойную? Это сколько?» А это столько, чтобы, находясь рядом со своими учениками, одетыми от кутюр, не чувствовать себя нищим.

- Должны ли учителя проходить периодическую подготовку, тренинги, учиться чему-то новому?

- Народная мудрость гласит: «Учиться всегда пригодится». Учитель постоянно должен совершенствоваться: посещать курсы повышения квалификации, где мог бы послушать авторов учебников и методических разработок, членов профессиональных и экспертных советов; учиться у известнейших педагогов, коллег из других школ района, области, края. Главное - постигать технологии преподаваемого предмета.

- Должны ли учителя проходить психологические тренинги при работе с детьми?

- Да, должны, чтобы учителя не совершали те психологические ошибки, которых при определенных навыках можно было бы избежать.

- Не ощущаете ли презрительное отношение богатых родителей к учителям? Как с таким отношением боретесь?

- К счастью, презрительного отношения богатых родителей к учителям я не наблюдал.

- Ваши советы родителям. Чему стоит уделять большее внимание в воспитании детей сегодня?

- Школа и учителя крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил семейного воспитания:

1. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи.

2. Главное средство воспитания ребенка – это личный пример родителей, их поведение, их деятельность.

3. Основа поведения ребенка – это его привычки. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте ему вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, добрых людей, свой край.

4. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

5. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей.

6. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться о своем здоровье, о физическом развитии.

7. Семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в ремонте и обновлении.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

- Считаете ли вы, что ЕГЭ поможет усовершенствовать современную систему образования или наоборот?

- Споры вокруг ЕГЭ не утихают до сего времени. Лежащее в его основе тестирование не является, на мой взгляд, ни объективной, ни адекватной системой проверки знаний. У Министерства образования было три главных аргумента в пользу ЕГЭ: с его помощью покончить с коррупцией в вузах, сделать столичные вузы более доступными для абитуриентов и обеспечить мониторинг качества образования. Ни одна из этих задач не решена. У нас быстро смекнули, что можно торговать и тестами.

Но я все-таки остаюсь сторонником ЕГЭ. На мой взгляд, сложившаяся концепция единого государственного экзамена нуждается в некоторой модернизации. И мне кажется, два основных направления его совершенствования – это добровольность ЕГЭ и вариативность. Единый экзамен совмещает в себе итоговую аттестацию и вступительные экзамены в вузы. При этом важно понимать, что выпускной экзамен является обязательным для всякого выпускника школы, тогда как вступительный в институт не может быть обязательным, поскольку у нас нет обязательного высшего образования. Отсюда ясно, что ЕГЭ должен быть добровольный.

- Какие предметы должен включать ЕГЭ, а какие нет?

- Я предлагаю, чтобы в форме ЕГЭ было три экзамена и ни один из них не был бы обязательным. Если 100% вузов нуждаются в экзамене по русскому языку, значит, 100% выпускников-абитуриентов сдадут ЕГЭ по русскому языку. Но это будет их выбор, а не обязательный экзамен.

Беседовала Анна Украинцева

This content has been locked. You can no longer post any comment.